Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Важно не изучение философии или психологии, не критика других людей или дурных побуждений, а учение Мусар — то, что человек учит о себе и для себя, чтобы по-настоящему изменить самого себя»Рабби Элияу Элиэзер Деслер
Материалы рассылки за 5766 год.

Глава рассказывает о событиях с момента, «когда фараон отпустил народ»: евреи чудом переходят Красное море, поют хвалебную песнь Всевышнему, получают небесную пищу — ман.

Глава сообщает также о первом проявлении евреями недовольства условиями жизни в пустыне и о нападении на них Амалека.

ЧУДЕСА ИСХОДА И ЧУДЕСА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

В канун Исхода Всевышний возложил на евреев много мицвот — обязанностей, которых они прежде не выполняли. Содержание этих заповедей связано с Исходом.

Рамбан спрашивает: зачем они были даны? Почему так много? В чем их смысл? Он перечисляет: принесение пасхальной жертвы — сложная мицва с массой внутренних законов, празднование Песах с уборкой жилья, уничтожением квасного, с обязанностью есть только мацу, но не хлеб, с первой ночью праздника, когда каждый отец обязан рассказать сыну о событиях Исхода… Заповедь о тфилин, напоминающая нам об Исходе из Египта. Заповедь об освящении первенцев человека и скота, связанная со спасением еврейских первенцев в ночь последней египетской казни.

Мало того, что выполнение этих заповедей сложно, их невыполнение строго наказуемо. Еврей, не принесший пасхальную жертву во времена Храма, и еврей, евший в Песах хлеб, несут одно из самых суровых наказаний — карет (их душа отсекается от духовного источника). Совершенно ясно, что заповеди эти очень важны. Почему?

Всевышний создал природу с ее «естественными» законами и желает, чтобы «стабильно» мир именно так и выглядел. Б‑г не творит чудеса перед каждым желающим и в каждый момент. Если бы на каждый наш поступок Небеса «реагировали» открыто, награждали или наказывали, направляя каждый наш шаг, мы лишились бы свободы выбора, главной действующей пружины этого мира. Если бы семья, соблюдающая законы семейной чистоты, неизменно награждалась потомством, а семья не соблюдающая не имела детей, внутренняя жизнь человека стала бы чисто механической.

С другой стороны, Всевышний хочет, чтобы мы знали, что у мира есть Создатель и что Он господствует над природой. Эпоха Исхода была совершенно особым временем. В эпоху Исхода Всевышний произвел в природных процессах много явных, совершенно очевидных изменений, которые стали свидетельствами Его владычества.

Эти «сверхъестественные» явления — казни — начинались по слову Моше, что должно было ясно всем показать, каков их источник. Но они не только начинались, но и прекращались по его слову — что исключало предположение об их «естественности».

Эти явления действовали строго избирательно: египтян затрагивали, евреев — нет, хотя жили они вперемежку. Так что счесть происходящее случайностью было невозможно.

Что происходит именно чудо, подтверждалось и тем, что эти явления, даже такие «природные», как нашествие насекомых, нападение хищных диких зверей, тяжелый, сильный град — не выходили за границы Египта, как будто отделенного от соседей невидимой стеной.

Назначение заповедей, данных евреям в эпоху Исхода, — запечатлеть чудеса Исхода в памяти поколений. Б‑г дал нам много заповедей для того, чтобы память об Исходе была жива и чтобы следующие поколения ощущали себя как бы его очевидцами. Заповеди делают эти события для нас живыми. И каждый отец, рассказывающий о них сыну, обеспечивает передачу этой памяти из поколения в поколение.

Явные, открытые чудеса Всевышний совершает в исключительных случаях, скрытыми же полна вся жизнь человечества в целом и жизнь каждого человека в отдельности. И если вдумчиво ее наблюдать, можно ощутить присутствие в нашей жизни невидимой руки Творца.

Вся наша жизнь, говорит Рамбан, — это скрытые чудеса. Вспоминая открытые чудеса, мы начинаем анализировать скрытые. Конечно, читать события надо уметь. События не молчат, они говорят, весь вопрос в том — что?

Особенно ясно виден Промысел Всевышнего в истории еврейского народа. Существование евреев в течение двух тысяч лет изгнания — величайшее чудо. Реб Яаков Эмдин пишет (пересказываю по памяти), что при мысли о двухтысячелетнем существовании еврейского народа среди всех гонений, изгнаний и притеснений чудо сорокалетнего существования евреев в пустыне меркнет в его глазах.

Наше существование в Израиле — чудо.

Победы Израиля в войнах — чудо.

Последствия систематического обстрела Израиля иракскими ракетами во время войны в Персидском заливе, случившейся семнадцать лет назад, — чудо. Тридцать девять ракет — и один погибший, разве это не чудо? Совершенно неестественное явление.

Жизнь еврейского народа — постоянное чудо. Но надо открыть глаза, чтобы это увидеть.


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.