Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5766 год.

Нынешняя суббота — первая суббота после праздника Симхат-Тора, когда завершается и возобновляется годовой цикл чтения Торы. Она называется Шабат Берешит, по первой главе первой книги Пятикнижия.

Напоминаем содержание главы: сотворение мира и человека, прегрешение Первого человека Адама и его жены Хавы и наказание, постигшее их; убийство их сына Авеля его братом Каином.

ВОКРУГ ЧЕГО КРУТИТСЯ МИР?

Талмуд приводит рассказ раби Ханины бар-Попе о грядущих временах, когда мир предстанет перед судом Всевышнего. Выйдет Всевышний к народам со свитком Торы в руках и скажет: «Кто занимался ею, пусть придет и получит плату». Подойдут народы Рима и заявят: «Мы строили рынки и бани, мы собрали много золота и серебра, и все для того, чтобы евреи могли заниматься Торой». «Глупцы, — ответит им Всевышний, — все, что вы сделали, вы делали ради себя».

Подойдут, скажем, персы и скажут: мы построили массу мостов, мы создали огромную империю из множества провинций, мы вели много победоносных войн, и все это ради евреев — пусть занимаются Торой.

Что-то подобное заявят и другие народы. И всем им Всевышний ответит: «Глупцы, вы делали это ради самих себя».

Непонятная история. Речь идет о временах, когда весь мир исполнится знанием Б‑га, народы держат ответ перед Б‑гом и сознают это, как же они решаются на такую грубую ложь? Ведь они знают, что Б‑гу известна вся правда! И что еще интереснее — Б‑г не говорит им: «Обманщики!», Он говорит: «Глупцы!»

Брискер ров (рав Ицхак-Зеев Соловейчик) объясняет это так: все, что создано в этом мире, и все, что происходит в этом мире, имеет главной целью изучение евреями Торы. Так что, в сущности, утверждения этих народов — не ложь. Другое дело, что, совершая свои действия, они об этом не думали, в их намерения это не входило, так что и награды никакой им не полагается. Вот это-то Всевышний им и говорит.

В «Предисловии к комментарию к Мишне» Рамбам пишет, что всякая вещь в этом мире для чего-то предназначена. Если кто-то пашет землю, то это, скажем, для того, чтобы кто-то учил Тору. А для чего нужен «бездеятельный» богач, которому не надо работать для пропитания? Ну, а он, например, велит своим рабам построить дворец или насадить большой виноградник, а потом в стенах дворца праведник найдет убежище от смерти, на основе вина из выращенных в винограднике ягод изготовят лекарство для достойного человека, которого укусила змея…

А в наши времена Брискер ров говорил, что железная дорога Петербург-Берлин существует для того, чтобы ешиботник мог приехать в Воложин в ешиву, а существование Транссибирской магистрали оправдано спасением бней-Тора (в частности, ешивы «Мир», добравшейся по ней до Японии) в начале Второй мировой войны, иначе не понять, зачем вложили столько сил в дорогу, которая используется отнюдь не в соответствии с этими усилиями.

Мы не в состоянии расшифровать всю подоплеку существующего и совершающегося в мире. Подлинные расчеты и цели, стоящие за действиями, поступками и событиями, их сочетаниями и комбинациями, станут нам известны только в будущем мире.

Тора начинается словами «Бе-решит бара Элоким»(1:1). Обычно их переводят как «В начале Б‑г сотворил…». Стих этот, замечает Раши, требует истолкования: если имеется в виду «в начале», то почему не сказано «бе-ришона», «сначала»? И потом — «бе» можно понимать как «для» или «ради» чего-то. Объясняют мудрецы: «бе-решит» — ради Торы, названной «решит», началом Его пути, и ради Израиля, названного «решит», начатком Его плодов, Б-г сотворил мир.


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.