Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5766 год.

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана.

В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит золотого тельца и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕ ЗНАЕШЬ, КАК БЫТЬ

Грех золотого тельца можно рассматривать с двух точек зрения. Предварительно только примем во внимание, что эпизод с золотым тельцом не означает, что весь еврейский народ спустя совсем немного времени после получения Торы, когда евреям непосредственно, со всей возможной ясностью, открылось существование Всевышнего, что в такое время весь народ занялся идолопоклонством. Евреи нарушили требования Торы, но прямым идолопоклонством это не было. И то, что в наказание за грех погибли три тысячи человек — полпроцента от числа взрослых мужчин, вышедших из Египта, указывает, что проявление идолопоклонства (там, где оно все-таки было) не было массовым.

Рав Иеуда а-Леви видит причину нарушения в том, что евреи привыкли к духовному служению через ощутимое, через видимое. Они выросли и сформировались в Египте, среди идолов и изваяний, и эти впечатления сохранились в строе их чувств. Но Тора запрещает опосредованный путь служения, служение через изображение.

Рамбан причиной греха называет растерянность евреев в незнакомой и непонятной ситуации. Они привыкли к тому, что у них есть вождь, который ведет их по пути, предписанному Всевышним, — Моше. Моше не вернулся к сроку, к которому они его (ошибочно) ждали. Значит, его нет в живых. Кто же их поведет? И они сделали тельца, чтобы он их вел.

Во всяком движении есть центральная линия и крайние полосы, это справедливо и для того времени, и для наших дней. В описываемой истории люди, стоявшие на крайних позициях, сочли тельца идолом.

Среди заповедей Торы, которые мы относим к категории «хуким», т.е. не объяснимых рационально, с позиций человеческого разума, есть заповедь о красной корове. Кратко ее содержание можно описать так. Коэны приобретают для Храма рыжую корову без изъянов, в шкуре которой нет волосков какого-то другого цвета, режут ее и полностью сжигают. Пепел красной коровы в предписанных пропорциях смешивают с водой. Окропление этой смесью очищает от ритуальной нечистоты, вызванной прикосновением к мертвецу. Без такого очищения евреям запрещено принесение пасхальной жертвы.

Подготовка пепла красной коровы должна производиться с тщательностью, сравнимой, как говорят мудрецы, только с подготовкой первосвященника к службе в Храме в Йом-Кипур. При этом человек, готовящий пепел, сам становился нечистым.

Наши мудрецы говорят, что выполнение заповеди о красной корове служит исправлению греха золотого тельца.

О том, каким образом происходит это исправление, сказано немало. Мы же рассмотрим только один из аспектов этого исправляющего влияния заповеди.

Спросим себя еще раз: в чем корень греха золотого тельца? И ответим: в растерянности. А чем была вызвана растерянность? Непониманием ситуации. Евреи не понимали, что происходит, почему исчез Моше, что делать дальше и за кем идти. Непонимание привело их к растерянности, в которой они уже не продумывали своих действий, а ухватились за первое, что показалось им спасительным, — изготовление золотого тельца.

Для искупления этого греха Всевышний велел евреям выполнять заповедь, в которой непонятно все. Даже с точки зрения здравого смысла заповедь содержит явные противоречия: смесь воды с пеплом красной коровы очищает того, кого ею окропляют, и делает нечистым того, кто участвует в приготовлении пепла.

Совершенно непонятно. Что делать? Теряться и метаться? Нет, конечно. Выполнять заповедь.

Оттого, что тебе в этом мире что-то непонятно, мир не рушится. Всегда есть что-то, что либо непонятно, либо неизвестно. И в Торе, и в жизни. Ну и что? Не надо воспринимать это как катастрофу. Но и закрывать глаза на это не надо. Непонятное надо так для себя и обозначить — как до поры до времени непонятное. И продолжать жить. По законам Торы.


Шавуот — праздник дарования Торы. Еврейская традиция отмечает тот факт, что исход из Египта (который мы празднуем в Песах) был не самоцелью, а лишь подготовкой к получению Торы на горе Синай. Читать дальше

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»

Законы праздника

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?

Самоотверженность во имя Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Накануне праздника Шавуот, Дня дарования Торы, уместно вспомнить, что наши мудрецы настойчиво подчеркивают одну мысль: не на Синае мы получили ее и не шестого числа месяца сиван. Каждый еврей получает ее ежедневно , когда учит, и везде , где готов пожертвовать ради нее жизнью.

Бедствия при невыполнении шмиты и йовеля

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Исполнение заповедей связано с духовным миром человека. С другой стороны, Тора упоминает лишь материальные блага, полагающиеся тем, кто ревностно соблюдает заветы Творца.