Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5766 год.

Не раз евреи совершали в пустыне прегрешения против Б-га. Четырежды Моше был вынужден молить Творца сдержать свой гнев против еврейского народа, когда тот стоял на грани гибели из-за грехов, совершенных в пустыне.

Первым из них было поклонение золотому тельцу (Шмот, глава «Ки тиса»), вторым — жалобы на отсутствие мяса (Бемидбар, глава «Беаалотха»), третьим — ложный отзыв разведчиков об Эрец-Исраэль и малодушный отказ народа идти в Обетованную Землю (предыдущая глава, «Шлах»).

Четвертое прегрешение, едва не погубившее еврейский народ, — мятеж Кораха.

(Из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»)

НАХОДКИ И ПОТЕРИ

Поскольку речь идет о грехах, совершенных в пустыне, естественно, что о большинстве из них (трех из четырех) говорится в книге «Бемидбар», которую мы сейчас читаем. Что касается сегодняшней главы, то ее анализ в книге моего отца и наставника рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, «Беседы о Торе» кажется мне достаточно полным. (Ссылка на гл. «Корах» в «Беседах о Торе» здесь).

Поэтому я не буду говорить о таких связанных с главой темах, как испытание богатством, о том, как честолюбие и раздраженное самолюбие искажает в глазах человека картину мира, о том, что думает Тора по поводу «борьбы за правду и справедливость», об отчаянии, которое приводит к проступкам, и о радости, которая удерживает на правильном пути, о роли жены в судьбе мужа и о многом другом. К сказанному в «Беседах о Торе» я добавлю лишь несколько соображений наших мудрецов. Эти соображения не связаны между собой, но очень интересны сами по себе.

* * *

Глава «Насо» книги «Бемидбар» в числе других заповедей содержит заповедь о том, как следует поступить с женщиной, которая дала повод мужу заподозрить ее в измене. Такая женщина называется «сота». В Талмуде есть трактат с таким названием. И там сказано: если человек гонится за тем, что ему не подобает и не полагается, он не получит того, что ищет, и потеряет то, что имеет. В качестве подтверждения этой мысли Талмуд приводит множество имен из Танаха: Авшалом, Гехази, Узияу и др. Для ясности напомню широко известную историю — о сыне царя Давида Авшаломе: он претендовал на царство, даже приобрел сторонников и какое-то влияние, но потерял все: статус царского сына, брата будущего царя, а потом и жизнь.

Трактат приводит это соображение в связи с сотой, а потом замечает: это правило следует отнести и к Кораху.

Что задело Кораха и побудило его к мятежу? Кораха обидело, что главой семейства Кеата был поставлен не он, а его двоюродный брат из младшей ветви семейства. Потом уж его совсем занесло, и он стал претендовать на место Аарона, первосвященника. Понятно, что тут он требовал невозможного, но что помешало назначить Кораха, человека знатного (двоюродного брата самого Моше) и одного из самых богатых людей на свете, главой семейства?

В книге «Биркат Перец», комментариях на Хумаш, рав Каневский, известный под именем Стайплер, говорит: почему его не назначили? Да само его поведение — ответ на этот вопрос. Если человек способен устроить такую склоку из чистого самолюбия, в руководители он не годится.

* * *

Оценивая поступки ближнего, мы обязаны искать в них положительную сторону. Какой положительный мотив мог присутствовать в действиях Кораха? Стремление к духовному росту.

Представьте себе человека, житейские обстоятельства которого позволяют ему весь день учиться в колеле (ешиве для взрослых женатых мужчин). И представьте себе человека, который делать этого не может, потому что вынужден зарабатывать на семью. На первый взгляд, перспективы духовного роста у того, кто все свое время посвящает учебе, намного больше, верно?

Духовные заслуги первосвященника, который от имени всего народа и от своего собственного имени выполняет совершенно уникальные и очень высокие функции, чрезвычайно велики. Таких заслуг нет не только у рядового еврея, но и у обычного коэна. Может быть, Корах стремился именно к этому?

Говорят мудрецы: если у человека есть выбор, он должен выбрать место и условия, наиболее благоприятные для служения Всевышнему. Но если выбора у него нет, он должен знать: то место, где он находится, и есть наиболее благоприятное место для его духовного роста. Именно для этих испытаний Б-г прислал его в этот мир. Об этом в «Дерех Ашем» говорит рав Моше-Хаим Луцатто.

Максимальная возможность совершенствоваться дана нам именно там, где мы есть.


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.