Глава «Ноах» книги «Берешит» начинается словами «Вот жизнь Ноаха» и рассказывает о праведнике Ноахе, лучшем человеке в неправедном поколении, которое называют поколением потопа. Всевышний обрушил с небес сорокадневный потоп, вместе с этим поколением уничтожив все живое на земле. Уцелели только Ноах, три его сына: Шем, Хам и Ефет — и их жены. Они спаслись в ковчеге, построенном Ноахом по приказу Всевышнего. По приказу Всевышнего Ноах ввел также в ковчег по паре от всех животных, птиц и пресмыкающихся (от чистых, т.е. кашерных, животных — по семь пар).
Глава рассказывает далее о потопе, новом заселении земли, строительстве Вавилонской башни, родословной сыновей Ноаха, рождении первого еврея — Авраама.
ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ
Выражение «Ноев ковчег» известно, наверно, каждому: и читавшим, и не читавшим Тору. Ной (Ноах на иврите), его семья и опекаемые ими животные были единственными, кто, по воле Всевышнего, спасся в ковчеге от потопа, которым Б‑г счел необходимым очистить мир.
Очистить от чего?
«И сказал Б-г Ноаху: Конец всякой плоти настал предо Мною… Я истребляю их с земли» (6:13), потому что «извратилась земля перед Б‑гом» (6:11).
В «Беседах о Торе» мой отец и учитель рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, цитирует выдержку из Талмуда: «Поколение потопа возгордилось из-за того, что слишком хорошо им жилось» (Санедрин, 108а) — и объясняет: «Эти люди жили не зная, что такое голод, тяжелый труд, мучительные болезни, лагеря, тюрьмы… земля была щедра к ним», а наказания Свыше они не боялись, чувствуя себя прекрасно защищенными в этом благоустроенном мире. Гордыня и самоуверенность привели к тому, что люди стали нарушать законы, предписанные им Б-гом, и беспорядочно спариваться с кем попало, в том числе и с животными.
К чему это привело? Нарушение закона извращает человека. Лиха беда начало, как говорится, и в следующий раз ему уже легче уступить прихоти. Сегодняшние поступки человека формируют его завтрашние действия, и если это дурные поступки, человек «портится».
Но ведь в Торе сказано: «извратилась земля»? Почему — если речь идет о людях?
Рав Иосеф-Дов Соловейчик из Бриска в книге «Бейт-а-леви», посвященной комментариям на Хумаш (Пятикнижие), объясняет: люди оказывают влияние на самих себя, на других людей и на окружающую среду. Не только на животный, но даже и на неживой мир. Не в том смысле, что они способны повернуть русла рек и вывести новую породу скота, а в том смысле, что всякий их поступок влияет на состояние мира. И не только поступок, совершенный у кого-то на глазах и вызвавший подражание, но и то, что мы делаем, находясь наедине с собой.
Действия поколения потопа повлияли на животных так, что те, хоть и не имеют свободы выбора, изменили своей природе и стали смешивать виды — «извратились».
Можем ли мы непосредственно увидеть результаты такого влияния? Трудно сказать. Но, может быть, именно особой атмосферой, порожденной преступлениями фашизма, объясняются активное участие жителей оккупированной немцами Прибалтики в массовых убийствах евреев во время Второй мировой войны или послевоенные еврейские погромы в Польше. Совершенно очевидно, например, что человека меняет переезд на новое место, в новую страну, что он испытывает на себе влияние иной атмосферы. Говорят мудрецы, что на атмосферу в городе влияет присутствие в нем праведника.
Таким образом, обладая способностью не только прямо, но и косвенно, духовными путями, влиять на самого себя, на окружающих и на состояние мира в целом, человек может сделать много хорошего и себе, и другим. И будем помнить: хорошее дело влечет за собой возможность хорошего дела. Мицва горерет мицва, как сказано в Пиркей авот, 4:2.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Отрывки из Талмуда и Мидрашей
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Строительство Мишкана - переносного Храма
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.