Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5766 год.

Глава «Шофтим» («Судьи») содержит законы, которые необходимы, чтобы вожди народа могли исполнять свои обязанности. Глава касается всех основных форм руководства, существующих в системе управления обществом у евреев.

Глава начинает с гражданского судопроизводства ( «Судей и смотрителей поставь себе во всех твоих вратах» — напоминаем, что название главе дается по первому слову в ней), затем говорит о царской власти, о священнослужении, о пророчестве и в конце — о таком общенародном действии как война.

Говоря о судопроизводстве, Тора дает в этой главе важные указания судьям и вместе с этим — свидетелям в суде.

Говоря об обязанностях будущего царя, глава одновременно поясняет народу его обязанности по отношению к царю.

Предписывая «правила поведения» священнослужителям, глава параллельно приводит установления для рядовых евреев, которые обязаны приносить священнослужителям дары.

Говоря о пророках, которые являются исключительно важным звеном в руководстве народом, глава предписывает специальные законы восприятия пророчества рядовым евреям, которым пророки передают свои сообщения.

ДАР ПРОРОЧЕСТВА

Одна из причин, по которой тема пророчества кажется мне актуальной, — это туман, которым она окружена сегодня. Мы неясно видим реальность, плохо прозреваем перспективы, не находим решений для самых серьезных жизненных проблем и готовы воспринимать как пророков и пророчества людей и слова, которые таковыми не являются.

В нашей главе Тора обещает, что еврейскому народу будут даны пророки. Сказал Всевышний: «Пророка поставлю им из среды их братьев, как ты (Моше) , и вложу Я речи Мои в его уста, и будет он говорить им то, что Я повелю ему» (Дварим, 18:18). Пророки эти будут, как Моше, выходцами из еврейского народа, и так будет происходить из поколения в поколение. Кроме того, добавляет Раши, Всевышний дал еще евреям урим и тумим — «предсказывающие» драгоценные камни в нагруднике первосвященника.

Каково назначение такого подарка? Предсказание будущего — это не самоцель, не демонстрация чьих-то особых возможностей. Рамбам говорит, что пророчество может иметь целью повышение духовного уровня пророка: таким путем Всевышний открывает перед ним новые духовные горизонты. А может иметь целью предупреждение. От имени Всевышнего пророк предупреждает народ, город, группу людей, значительно реже — отдельного человека — о последствиях их неверного поведения, если они его не изменят. Если беда уже произошла, пророчество может нести в себе утешение, предсказание лучшего будущего, когда ошибки будут осознаны. Ну и, наконец, пророки отвечали на частные вопросы отдельных людей, которые нуждались в практическом совете.

Так оно и происходило в нашей истории. Больше тысячи лет еврейские пророки служили своему народу. В этой короткой статье не хватит места, чтобы изложить уже сбывшиеся пророчества. Я могу только коротко указать на некоторые них.

Иешаяу и Ирмеяу предсказали падение Вавилона, одного из величайших городов мира и столицы огромной непобедимой империи, завоевавшей Иудейское царство, разрушившей Первый Храм и уведшей евреев в рабство. Пророчество Ирмеяу было сделано в период наивысшего расцвета империи, а пророчество Иешаяу — вообще еще до разрушения Храма.

Ирмеяу и Иехезкель предсказали поражение Египта в войне с Вавилоном.

Пророки предупреждали еврейский народ о наказании, когда он отступал от предписанного ему Всевышним пути.

Этот вынужденно краткий перечень дает очень неполное представление о масштабе, неожиданности и точном до деталей исполнении слов еврейских пророков. Если хотите, можете узнать об этом из книги «Пламя не спалит тебя», написанной моим отцом, равом Ицхаком Зильбером, благословенна память праведника, где эта тема рассматривается гораздо более подробно.

Сегодня Всевышний не говорит прямо ни с кем из нас. Талмуд сообщает нам, что три последних наши пророка умерли спустя сорок лет после строительства Второго Храма, 2300 лет назад.

«У нас сейчас пророков нет… Но это отнюдь не естественное состояние еврейского народа. Нормально для евреев — когда пророки есть. А мы сейчас живем неестественной жизнью и можем только молиться и надеяться на лучшее» (Рав Ицхак Зильбер. Беседы о Торе. Иерусалим, 2000, с. 336).

Мы не будем здесь говорить о причинах отсутствия у нас пророков — это не наша тема сегодня. У нас есть большие люди, есть великие праведники и глубокие умы, но пророков в понимании Торы у нас нет. Однако пророк Йоэль говорит, что наши сыновья и дочери, т.е. наши потомки, будут пророчествовать, что дар пророчества к нам еще вернется, во времена Машиаха или перед его приходом.

Наша тема — что такое пророчество и кто такой пророк с точки зрения Торы? Пророчество — это дар, подарок Всевышнего, который может быть вручен далеко не каждому. Функция пророка — не простая и не легкая функция наблюдателя с высот, с которых открываются последствия наших поступков. Рамбам в «Законах основ Торы» говорит, что пророком может быть только человек большого ума и высокого морального уровня (он всегда владеет своими страстями, и страсти никогда не владеют им), не занимающийся пустяками и погруженный в познание Б-жественного управления миром.

Комментируя слова «из твоей среды» (18:15), Сифре говорит: изнутри тебя, но не из-за пределов твоей страны. Таким образом, к пониманию, что пророками будут люди из еврейского народа, добавляется понимание, что пророчествовать они будут только на территории Эрец-Исраэль. Начнут пророчествовать в Эрец-Исраэль, а продолжать могут и за ее пределами, добавляет Раши в начале комментария на книгу пророка Иехезкеля. Если вы спросите: а как же наш праотец Авраам, который тоже обладал пророческим даром, — ведь Б-г говорил с ним непосредственно и это происходило за пределами обещанной нам страны? — отвечу комментарием Мехилте на книгу «Шмот»: это было еще до вступления еврейского народа в Эрец-Исраэль, и тогда это было иначе.

Тора дает нам ключ к различению пророка от лжепророка. Лжепророк — это человек, говорящий то, чего не слышал от Всевышнего, или говорящий то, что Всевышний не велел ему говорить и поручил сказать другому пророку, или говорящий от имени чужих божеств, идолов.

Проверяется пророк по исполнению пророчества. Причем такого, которое предсказывает что-то доброе. Пророчество, предсказывающее наказание, не может служить проверкой, потому что наказание Всевышним может быть отменено, если люди исправляют свои грехи и свои ошибки. Пророчествующего от имени идолов мы вообще не должны слушать, даже если он творит чудеса. Очевидно ложным является и пророчество, противоречащее Торе.

Пророк, который встает и говорит, что послан Б-гом, не должен менять судьбы мира и творить чудеса. От него не требуют: рассеки море! Ему говорят: предскажи события. И ждут. Проверять пророка мы обязаны неоднократно. Если какая-то часть или деталь его предсказания не сбылась, он не пророк. В нашей истории, увы, встречались и лжепророки, и во времена Первого Храма, и в Средние века.

Прежде, чем начать разговор о пророках, предваряя его, Тора запрещает нам заниматься колдовством, слушать всевозможных предсказателей, гадалок, шаманов, кудесников, толкователей примет, заклинателей, магов и т.д. «Отвратителен Г-споду всякий делающий такое», — говорит Тора (Дварим, 18:12). — «Не такое дал тебе Г-сподь, Б-г твой. Пророка… поставит тебе Г-сподь; его слушайте» (18:14, 15).


Йеуда, который умел нести ответственность за свои поступки, удостоился стать родоначальником царской династии. Постараемся понять, в чем именно проявляется ответственность, и как, согласно Торе, можно стать ответственным человеком? Читать дальше