Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И призвал Моше Г-сподь» и повелел ему передать народу законы жертвоприношений, которые являются частью служения Всевышнему в Храме, который евреи уже построили. Глава называет пять видов «частных» жертв, от отдельного человека: ола, минха, шламим, хатат, ашам — и один вид «общественной» жертвы (хатат), приносимой от имени всей общины. Нынешняя суббота предшествует празднику Пурим, поэтому после чтения недельной главы Торы в бейт-кнессете читают отрывок «Захор» из «Дварим», пятой книги Пятикнижия: «Помни (захор), что сделал тебе Амалек…» Слушание отрывка заповедано Торой. На этой неделе в качестве афтары — отрывка из книг пророков, следующего за чтением недельной главы Торы , — читают эпизод из книги пророка Шмуэля. Пророк передает царю Шаулю приказ Всевышнего выйти на войну с Амалеком, потому что, говорит Всевышний, «Помню Я, что сделал Амалек Израилю, как он противостоял ему на пути при его выходе из Египта» (I Шмуэль, 15:2). Шаулю приказано полностью истребить амалекитян и их скот, не оставив от них ничего живого.

 

ПРИКАЗ И ИНИЦИАТИВА

Шауль — первый из еврейских царей — был помазан на царство пророком Шмуэлем по приказу Всевышнего. После войны с Амалеком, которую Шауль провел не совсем так, как ему было предписано: оставил в живых царя Агага и лучший скот амалекитян, — Всевышний лишил Шауля царского величия и могущества, лишил его качества «царь», хотя на троне Шауль остался.

Царь Давид, находясь на престоле, тоже совершил серьезное прегрешение в известной истории с Бат-Шевой, но «по качеству» остался царем, а наказан был Всевышним другим образом. (Что значит «лишиться царского качества», почему Шауль нарушил волю Всевышнего и в чем именно заключалось прегрешение Давида — сложные вопросы, каждый из которых может быть отдельной темой.)

Почему из двух царей, совершивших прегрешение, один «внутренне» перестал быть царем, а другой — нет?

Комментатор Торы Мальбим, отвечая на этот вопрос, называет несколько причин. Две из них понятны по самому содержанию событий.

Первая — это то, что прегрешение Шауля относилось к сфере его царских функций. Если Давид согрешил в личной жизни, как частное лицо, то Шауль, можно сказать, сам вывел себя за рамки «служебной компетентности», «не справился» со своей царской задачей.

Вторая причина заключается в реакции Шауля на упреки пророка Шмуэля и в реакции Давида на упреки пророка Натана в связи с их неправедными поступками. Давид сразу признал свою вину и покаялся. Шауль считал, что он «исполнил… слово Г-спода» (I Шмуэль, 15:13) и объяснял Шмуэлю, что оставил часть скота для жертвоприношений Всевышнему и сделал это по желанию народа, пойти против которого ему помешала скромность. Шауль осознал и признал свою ошибку только после того, как пророк объяснил ему, что в глазах Всевышнего «послушание лучше жертвы» (там же, 15:22).

Анализируя этот вопрос, рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника, останавливался на третьей, не столь явной причине лишения Шауля царского достоинства. Рав Шмулевич говорил, что это произошло потому, что служение Шауля Всевышнему (авдут) было неполным, так как он считал возможным «корректировать» приказы Свыше собственными соображениями.

Говоря о том, как наша инициатива должна соотноситься с выполнением заповедей Всевышнего, гемара в трактате «Брахот» рассматривает следующий эпизод.

Когда царь Хизкияу заболел, навестить его пришел пророк Ишаяу. «Ты умрешь, — сказал он царю, — и не будешь жить» (это не ненужный повтор, а предсказание физической смерти и посмертной гибели души, отсутствия для души Хизкияу Будущего мира). Пророк объяснил царю, что это страшное наказание следует ему за невыполнение заповеди плодиться и размножаться. Хизкияу возразил, что сделал это не без оснований: ему пророческим путем дано было знать, что его потомки будут дурными людьми, и он не стал заводить детей. «Не твое дело тайны мира», — отвечал ему пророк.

Преднамеренное невыполнение заповеди плодиться и размножаться, несомненно, грех. Но трудно ожидать, что за него следует такое суровое наказание. Действительно, дело не в том, что Хизкияу не выполнил заповеди, а в том, почему не выполнил. Объяснение Хизкияу — грех еще более тяжелый, чем невыполнение самой заповеди. Мотивы, по которым он ее не выполнил, хуже невыполнения. Никакие собственные соображения и расчеты не должны мешать человеку выполнить действия, которые предписаны ему Всевышним прямо и четко.


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.