Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Как человек должен раскаиваться в преступлении, так же он должен искать в себе дурные черты характера и дурные привычки и исправлять их: гнев и враждебность, зависть и соперничество, насмешничество, жажду денег или почёта, чревоугодие, — во всём подобном следует раскаиваться»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 3
Материалы рассылки за 5766 год.

Глава начинается словами «И вот родословная Ицхака…» (Берешит, 25:19) и, продолжая тему женитьбы Ицхака (см. предыдущую главу), сообщает, что у Ицхака и Ривки долго не было детей и что супруги молили Б-га о потомстве. У Ривки родятся близнецы Эсав и Яаков. Когда они становятся взрослыми, Яаков покупает у Эсава первородство.

В дни Ицхака, как в дни Авраама, в стране наступает голод. По требованию Всевышнего семья Ицхака переживает период голода, оставаясь в Кнаане.

Ицхак старится, теряет зрение и хочет благословить сыновей, как подобает перед кончиной. Яаков притворяется Эсавом и получает благословение, полагающееся первенцу. Эсав готов убить его за это. От ярости брата Яаков убегает в Падан-Арам, в родные края матери, к её брату Лавану. Там, как надеется отец, он найдёт себе невесту.

ЧТО ПОЧЕМ?

Стоит ли первородство чечевичной похлебки? Стоит ли чечевичная похлебка первородства? Кто выиграл и кто прогадал в этой сделке? Не прогадал ли Эсав, согласившись на этот промен?

Известно, что исполнение священной службы в те времена возлагалось на первенцев… Первенцы лишились этого права много позже, после того, как приняли участие в поклонении золотому тельцу… Значит, священнослужителем должен был стать Эсав. Эсав же отнюдь не рвался молиться и приносить жертвы. Кстати, для него это было бы и рискованно. К священнослужителю Б-г предъявляет особые требования и за их нарушение может укоротить жизнь. Так, например, нельзя исполнять священную службу, не стригшись долгое время или выпив вина. Это серьезный грех, а Эсаву вовсе не хотелось в чем-то себя ограничивать…

Помню, у одного моего знакомого в дровяном сарае валялись, покрываясь пылью, ценнейшие книги Талмуда и Шулхан Арух. Ясное дело, я предложил ему продать их мне…

Вот Яаков и ждал случая, чтобы предложить Эсаву продать первородство.

[Рав И. Зильбер. Беседы о Торе]

У евреев есть закон о наследовании, по которому первенец получает две доли наследства сравнительно с другими детьми. По-видимому, в те времена он еще не действовал. Вряд ли Эсав совершил бы столь грубый промах, в таких-то вещах он разбирался. Так что в этом отношении он ничего не терял. С другой стороны, первенец — продолжатель дела отца. Это тоже чего-то да стоит. Получается, что Эсав отдал высокую жизненную задачу за похлебку. Так, может быть, сделка была обманной?

С точки зрения Эсава, прогадал как раз Яаков. Ведь он обменял нечто совершенно эфемерное на вещь вполне ощутимую и реальную. Эсав даже, говорит мидраш, насытившись как следует, позвал приятелей, чтобы вместе посмеяться над простаком Яаковом.

Возможность вести священнослужение и приносить жертвы в глазах Эсава не стоила вообще ничего, да еще сулила неприятности. Он считал, что сделка для него как нельзя более выгодна: избавился от опасных обязанностей и получил прекрасный обед впридачу. Это уже потом, когда он понял, что с первородством связано главное благословение отца, он увидел еще и другую сторону медали. Да и то, в общем-то, ущерб был ему в значительной степени компенсирован благословением, которое он получил от отца после Яакова.

У этой темы есть два аспекта. Первый — что сколько стоит? И второй — что на что мы в этой жизни меняем?

По поводу первого расскажу такую хасидскую историю. Жил-был хасид-бедняк, и не было у него денег на свадьбу и на приданое дочери. Пошел он к ребе за советом, и ребе сказал ему: «Иди туда-то и туда-то и купи первое, что предложат». Взял хасид единственный рубль, что у него имелся, и пошел. Пришел в указанное место, там народу много, купцы сидят, люди разные ходят. Кто-то предлагает: «Продаю свой олам аба (буквально — Будущий мир, имеется в виду — место, награду, которая полагается душе после ухода из земного мира)». Хасид и купил. За рубль.

На этом история не кончилась. Пришел человек, продавший олам аба, домой и похвастался жене, как ловко рубль заработал. А жена вдруг и говорит: «Не хочу с тобой жить. У тебя олам аба нет. Какой же ты еврей после этого? А с неевреем я жить не стану».

Вот так раз! Семейной жизнью этот человек дорожил, а потому побежал обратно, нашел хасида-покупателя, пытается вернуть ему рубль и аннулировать сделку. А тот не согласен: «Торговля — это торговля. Ты вещь продал, она уже не твоя. А я ее по другой цене продаю». Долго они торговались, и в конце концов прежний владелец олам аба выкупил его за сумму, достаточную для того, чтобы дать приданое и сыграть свадьбу дочери хасида.

О дальнейших событиях рассказывают разное. То ли горе-продавец в одиночку, то ли вместе с хасидом-покупателем поехал к ребе — поговорить о том, что случилось и правильно ли они действовали. А другие говорят: к ребе поехала жена «продавца». И сказала: «Я, конечно, рада, что мы помогли выдать замуж девушку. Но мне хотелось бы знать: действительно ли олам аба моего мужа стоит всего рубль?» «Когда твой муж продавал его, — отвечал ребе, — да, стоил он не больше того, как был оценен владельцем, а вот потом, когда твой муж помог бедной девушке, он уже стоил гораздо больше».

Рав Хаим Шмулевич, глава ешивы «Мир», в одной из бесед по этике сказал ученикам: «Если аврех (женатый студент) пропускает занятия Торой по какой-то незначительной причине, он назначает своим занятиям Торой именно эту низкую цену. Снижает ценность своей Торы».

Каждая вещь ценится соответственно тому, как сам хозяин ее оценивает. А значит — в сделке Яакова с Эсавом обмана не было.

И еще несколько слов о втором аспекте темы. Что на что мы меняем? В обмене материального на материальное люди обычно неплохо ориентируются. Но ведь в жизни часто происходит и обмен духовного на материальное. Стоит ли оно того? В конце-то концов, необходимый минимум материального мы всегда получаем. И главный вопрос жизни — стоит ли его увеличивать за счет духовного?


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.