Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Характер испытания и степень его трудности могут быть вне контроля человека, не в его власти. Но победа или поражение в нем — полностью в его руках.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»
Сказал раби Йоханан: Мы выводим боязнь греха из истории с девушкой, а получение награды — из истории с вдовой. Боязнь греха из истории с девушкой — каким образом? Раби Йоханан услышал, как одна девушка пала ниц и молилась: «Властелин мира! Ты сотворил Ган Эден, и Ты сотворил Геином. Ты сотворил праведников (чтобы они унаследовали Ган Эден), и ты сотворил злодеев (чтобы они унаследовали Геином). Да будет Твоя воля, чтобы не согрешили из-за меня люди (не потеряли бы свою долю в Ган Эдене и не приобрели бы долю в Геиноме)». Запрет йихуда с родственницами. Мужчине запрещено уединяться с женщиной, которая ему запрещена, как сказано в Шульхан арухе: «Запрещено уединяться с любой женщиной, запрещенной мужчине как эрва (то есть, за связь с которой положено наказание карет — перев.), как пожилой, так и молодой, ибо это ведет к запретной связи с запрещенной женщиной». Мужчине запрещено уединяться с женщинами из его семьи, как то: тетей, мачехой, двоюродной сестрой по женской или мужской линии, сестрой жены, дочерью брата, дочерью сестры, невесткой, тещей, женой сына, падчерицей и другими.

Сказал раби Йоханан: Мы выводим боязнь греха из истории с девушкой, а получение награды — из истории с вдовой. Боязнь греха из истории с девушкой — каким образом? Раби Йоханан услышал, как одна девушка пала ниц и молилась: «Властелин мира! Ты сотворил Ган Эден, и Ты сотворил Геином. Ты сотворил праведников (чтобы они унаследовали Ган Эден), и ты сотворил злодеев (чтобы они унаследовали Геином). Да будет Твоя воля, чтобы не согрешили из-за меня люди (не потеряли бы свою долю в Ган Эдене и не приобрели бы долю в Геиноме)».

(Сота 22)

Запрет йихуда с родственницами

  • Мужчине запрещено уединяться с женщиной, которая ему запрещена, как сказано в Шульхан арухе(Эвен аэзер22: 1):

«Запрещено уединяться с любой женщиной, запрещенной мужчине как эрва (то есть, за связь с которой положено наказание карет — перев.), как пожилой, так и молодой, ибо это ведет к запретной связи с запрещенной женщиной».

  • Мужчине запрещено уединяться с женщинами из его семьи, как то: тетей, мачехой, двоюродной сестрой по женской или мужской линии, сестрой жены, дочерью брата, дочерью сестры, невесткой, тещей, женой сына, падчерицей и другими1.
  • Ниже в этой же главе будет сказано, что разрешено уединяться с матерью, дочерью и сестрой.

Женщины, с которыми запрещен йихуд законом Торы и постановлением мудрецов

Мы приведем неполный список женщин, с которыми запрещено уединяться, и отметим по каждому пункту списка, является ли запрет законом Торы или постановлением мудрецов.

  • С женщинами, на которых запрещено жениться, такими, как члены семьи этого мужчины (их список приводится в этой главе) или замужние, запрещено уединяться по закону Торы2.
  • Женщины, запрещенные требующей или запрещающей заповедью (а не запретом карет или смертной казни, как члены его семьи или замужние), например, запрещенная коэну женщина. По некоторым мнениям, йихуд с ними запрещен Торой3, а по некоторым — постановлением мудрецов4.
  • Относительно запрета йихуда с незамужней женщиной, которая является нидой, и с незамужней, которая не является нидой, см. в этой же главе.
  • Относительно йихуда женщины с неевреем или мужчины с нееврейкой см. в этой же главе.
  • Йихуд мужчины с двумя женщинами запрещен только постановлением мудрецов5.

Запрет йихуда с незамужней женщиной

  • Как сказано выше, запрет йихуда с запрещенной женщиной является запретом Торы.
  • Йихуд с незамужней женщиной (которая не является нидой) запрещен постановлением мудрецов.

Давид и его бейт-дин вынесли постановление, запрещающее йихуд с незамужней женщиной. Вот что сказано в Шульхан арухе(Эвен аэзер22: 2):

«Когда произошла история с Амноном и Тамар, Давид и его бейт-дин вынесли запрет уединяться с незамужней женщиной. И, несмотря на то, что она не является эрвой для мужчины (не запрещена под страхом карет — перев.), к ней относится запрет уединяться с запрещенными женщинами. А Шамай и Гилель вынесли постановление, запрещающее уединение с нееврейкой. Получается, что если мужчина уединяется с женщиной, с которой ему запрещено уединяться, будь она еврейкой или нееврейкой, они оба, как мужчина, так и женщина, подвергаются наказанию палками за нарушение постановления мудрецов (макат мардут), и об этом наказании публично объявляют».

***

  • Йихуд с незамужней женщиной, которая находится в состоянии ниды, запрещен по закону Торы, как запрет йихуда с другими запрещенными женщинами (см. примечание)6.
  • Женщины и девушки в возрасте 12-ти лет и старше считаются находящимися в состоянии ниды7 (так как незамужние женщины не окунаются в микву), и уединение с ними запрещено по закону Торы.

Запрет и разрешения йихуда с женой в состоянии ниды

  • Мужчине разрешено уединяться с женой в состоянии ниды8.
  • Если невеста во время хупы находится в состоянии ниды (или пришла в состоянии ниды уже после хупы, но до первой физической близости), ей запрещено уединение с мужем9.
  • Если молодая жена находится в состоянии ниды, принято, чтобы ночью при молодых находились мальчик и девочка в возрасте от 6 лет и старше (см. примечание)10, а днем им разрешено уединяться в присутствии одного мальчика или одной девочки11.

    Ниже, в главе 8, приводятся законы «охранника», снимающего проблему йихуда12.

Запрет йихуда жениха с невестой

  • Жениху запрещено уединяться с невестой до свадьбы.
  • Это закон понятен и без объяснений и записан ясно, чтобы избежать нарушений запрета, которые могли бы произойти.
  • Хафец Хаим в своей книге Гедер Олам тоже счел правильным подчеркнуть этот запрет, и вот что он написал:

«И знай, что даже если она в будущем должна стать его женой, как, например, если они уже подписали тнаим — документ об условиях заключения брака,даже если он облегчает для себя требования закона и разрешает себе прогуливаться с ней, он все же должен остерегаться уединяться с ней так, чтобы с ними никого не было, потому что в этом отношении она ничем не отличается от других женщин».

Сказал раби Шмуэль бар Нахмани, Сказал раби Йоханан: «Молодая жена, которая ведет себя скромно в доме свекра, удостоится того, чтобы от нее произошли цари и пророки. Откуда мы это знаем? От Тамар. Пророки — ибо сказано: “Видение Йешаяу, сына Амоца” (Йешаяу 1). А цари — от Давида.»

(Сота 10б)

Запрет йихуда с неевреем

  • Мужчине запрещено уединяться с нееврейкой, как сказано в Шульхан арухе (Эвен аэзер 22: 2): «Шамай и Гилель вынесли постановление, запрещающее уединение с нееврейкой». Этот запрет — постановление мудрецов13.
  • Женщине запрещено уединяться с неевреем, как сказано в Шульхан арухе (там же, 22: 3): «Не следует еврейке уединяться с неевреем, даже если его жена (то есть жена нееврея) находится с ним».
  • Если еврейка, уединяющаяся с неевреем, является незамужней, уединение запрещено постановлением мудрецов14.
  • Если еврейка замужем, по некоторым мнениям для нее запрет уединения с неевреем — это запрет Торы15. А некоторые считают, что даже для замужней женщины запрет уединения с неевреем — это запрет мудрецов16.

Разрешение отцу уединяться с дочерью, а матери — с сыном

  • Отцу разрешено уединяться17 и постоянно проживать18 с дочерью, и матери разрешено уединяться и постоянно проживать с сыном.

Об этом говорится в Шульхан арухе (Эвен аэзер 22: 1):

«Запрещено уединяться с любой женщиной, запрещенной как эрва и т.д., поскольку это приводит к запрещенным связям, кроме уединения матери с сыном и отца с дочерью».

  • Разрешение йихудаостается в силе также с женатым сыном и замужней дочерью19.

Разрешение йихуда с дочерью

  • Мужчине разрешено уединяться и постоянно проживать с внучкой (дочерью его сына или дочерью его дочери)20.
  • Женщине разрешено уединяться и постоянно проживать с внуком (сыном ее сына или сыном ее дочери).
  • Йихуд остается разрешенным и со следующими поколениями (с правнучкой или праправнучкой).

Йихуд с сестрой

  • Разрешено уединяться с сестрой время от времени21, но не следует проживать с ней постоянно (в ситуации йихуда).
  • Брату разрешается уединяться с сестрой, когда они гостят друг у друга и т.д. (то есть, если речь идет о временном йихуде). Однако если они живут только вдвоем и постоянно ночуют вместе, это считается постоянным йихудом и запрещено (дополнительные подробности в примечании)22.
  • Если брат и сестра живут с родителями и иногда, когда родители уезжают, остаются жить вместе — это считается йихудом, происходящим время от времени, и разрешено23.
  • Разрешение йихуда остается в силе также в ситуации, когда сестра замужем24.
  • В местах, где неизвестно, что они — брат и сестра, им следует воздерживаться от ночевки в одной комнате, чтобы избежать подозрений25.

1 Имрей йошер и Хикрей лев, Двар алаха. В книге Петах абаит подробно приводятся мнения поским, запрещающих йихуд с этими родственницами.

2 Сэфер ахинух, Тур, Хохмат Адам, Арух ашульхан.

3 Приша, Бейт Шмуэль и Баэр эйтев, Хохмат Адам и другие. Таково же мнение Хазон Иша, которое приводит Двар алаха.

4 Кирьят сэфер, Ацей аразим и др.

5 Сборник респонсов Рашбы, Хавот Яир, Хохмат Адам, Питхей тшува и Двар алаха. Мааршам указывает, что это — запрет Торы, о чем говорит Двар алаха. В книге Петах абаит на основе мнений Рамбама и Рабейну Хаима доказывается, что запрет йихуда с двумя женщинами — это постановление мудрецов.

6 Риваш, Маараш Абуав, Хохмат Адам и другие пишут, что это — запрет Торы. По мнению Рабби Йицхака Эльханана, запрет йихуда с незамужней женщиной в состоянии ниды — это запрет по постановлению мудрецов. Следует прочесть то, что написал Двар алаха 1: 3 в добавлениях о том, что считает Нода биуда и Бейт Моше. Хафец Хаим пишет, что это — запрет Торы, и см. Петах абаит.

7 Шульхан арух и Мишна Брура.

8 В трактате Санхедрин (37а) объясняется, что выражение «огражденная лилиями» (Шир аширим гл. 7) означает: «Даже если она ограждена лилиями, в ее ограде не сделают пролома». Тосафот там же пишут, что, поскольку жена в состоянии ниды в конце концов будет разрешена мужу, Тора не запретила уединяться с ней. Такое же постановление вынес Шульхан арух.

9 Об этом говорится в трактате Ктубот 4б, и в Шульхан арухе (Эвен аэзер 22: 1): «Если молодая жена оказалась в состояние ниды прежде, чем молодой муж совершил половой акт, ему запрещено уединяться с ней. Он должен спать среди мужчин, а она — среди женщин».

10 Если с молодой женой спит женщина, и эта женщина запирает дверь на ключ, который оставляет у себя, запрет йихуда не нарушается, даже если с женихом не находится другой мужчина. И наоборот: если мужчина спит в одном помещении с молодым мужем и запирает дверь на ключ, и т.д., см. Петах абаит и Кицур илхот нида.

11 Рама. Махацит ашекель пишет: «Ночью нужны два охранника и т.д.; днем тоже нужен охранник, однако достаточно несовершеннолетнего или несовершеннолетней. То же самое говорит Хазон Иш. Следует отметить, что взрослый мужчина и взрослая женщина тоже считаются “охранниками”, однако принято приглашать для этого детей по соображениям скромности, см. Петах абаит».

12 Раввин, имеющий право выносить алахические постановления, может объяснить, как следует вести себя в этих ситуациях, и какие еще существуют способы вести себя разрешенным образом (дверь, открытая в общественное владение, и т.д.).

13 Тур, Шульхан арух, Хохмат Адам.

14 Ям шель Шломо, Эзер мекудаш, Питхей тшува, Хохмат Адам. Запрет уединения с неевреем связан с опасностью изнасилования, а многие поским опасаются также и соблазнения; см. Петах абаит.

15 См. Минхат хинух, что по мнению Приши и других поским, которые считают, что уединение с теми, кто запрещен предписывающей или запрещающей заповедью, запрещено по закону Торы, и уединение замужней женщины с неевреем запрещено по закону Торы.

16 Минхат хинух согласно мнению Мабита, и см. Двар алаха.

17 В стихе, из которого выводится запрет йихуда, сказано: «Если станет соблазнять тебя брат твой, сын матери твоей…». В трактате Кидушин этот стих толкуется следующим образом: «Разве только сын матери может соблазнять (служить идолам), а сын отца не может соблазнять? Поэтому (на самом деле стих) хочет сказать тебе: сын может уединяться с матерью, но запрещено уединяться со всеми остальными запрещенными женщинами (эрва) из Торы». И см. также Двар алаха.

18 Хохмат Адам, Хелкат мехокек.

19 Йерушалми Сота, Мишнэ лемелех.

20 Бах, Питхей тшува и Биркей Йосеф, и это очевидно из барайтыв трактате Смахот; и см. Петах абаит, где приводятся мнения других поским, разрешающих это. В книге Од Йосеф хай также разрешается йихуд с внучкой. В книге Двар алаха приводится рассуждение на эту тему Нода биуда.

21 Трактат Кидушин, 81б. Поским спорят на эту тему, и их мнения приводятся в Двар алаха. Там сказано, что большинство поским разрешают это, и что таково же мнение Хазон Иша.

22 Некоторые пишут, что до тридцати дней это уединение называется временным йихудом и разрешено (Имрей йошер и Двар алаха). А некоторые пишут, что разрешен лишь йихуд на совсем короткое время (Кицур Пискей а-Рош и Бейт Шмуэль). По их словам, брату и сестре запрещено постоянно проживать в одной квартире даже меньше тридцати дней. Однако если брат временно гостит у сестры или наоборот, это считается временным йихудом и им разрешено даже спать там ночью; и так же пишет Шевет а-Леви; и см. Двар алаха.

23 Двар алаха, Хазон Иш и Нахалат Давид.

24 Двар алаха от имени Мишнэ лемелех.

25 Имрей йошер.


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше