Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Также пусть человек имеет в виду, что колесо фортуны поворачивается, и рано или поздно он сам, или его сын, или внук будут нуждаться в милостыне. И пусть ему даже в голову не приходит сказать: «Как же я буду растрачивать свои деньги на милостыню?» Поскольку следует ему знать, что деньги эти не его, а лишь даны ему на хранение, чтобы он делал с ними то, чего хочет истинный хозяин их, и это — доля его от всего его труда в этом мире, как сказано: «…и пойдет впереди тебя милостыня твоя».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Материалы рассылки за 5767 год.

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») исчислить все сообщество сынов Израиля, причем сделать это в таком порядке: сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, особо — первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви, и особо — левитов.

Глава описывает исчисление общины, порядок расположения колен в походе и на стоянках и обязанности левитов при переноске в походе и установке на стоянках принадлежностей переносного Храма (Мишкана).

ЗАПОВЕДЬ О ВЫКУПЕ ПЕРВЕНЦА

Всевышний сказал Моше : «Я ведь взял левитов из среды сынов Израиля вместо всех первенцев из сынов Израиля, разверзающих чрево, чтобы левиты были Моими; Ибо всякий первенец — Мой; в день избиения Мною всякого первенца в земле Египта посвятил Я Себе всякого первенца в Израиле, от человека до скота» (Бемидбар, 3:12—13).

Далее Всевышний повелел: «Исчисли всех первенцев мужского пола из сынов Израиля от одномесячного возраста и выше, и пересчитай их поименно. И возьми левитов для Меня… вместо всех первенцев из сынов Израиля» (там же, 3:41). Далее: «Что же до выкупаемых…насколько среди первенцев Израиля больше ]чем[ левитов. То возьмешь по пяти шекелей с головы… И отдай серебро это Аарону и сынам его в выкуп за тех, кто сверх [числа выкупленных] среди них. И взял Моше серебро выкупа от тех, кто сверх [числа] выкупленных левитами» (там же, 3:46—49).

Как следует понимать слова «всякий первенец — Мой»? Или — «чтобы левиты были Моими»? «Мой» означает здесь: несущий Мне (Всевышнему) служение. Сразу по выходе из Египта нам была дана заповедь освящения первенцев, как сказано выше: «посвятил Я Себе всякого первенца в Израиле». Комментарий объясняет: первоначально служение должны были исполнять первенцы, но когда сыны Израиля, и первенцы в том числе, совершили грех поклонением золотому тельцу, они стали непригодными для служения. Вместо них были избраны левиты, которые в поклонении идолу не участвовали.

Заповедь о выкупе первенцев дана нам в главе «Корах» книги «Бемидбар». Выполняется она впервые при исчислении общины Израиля, о которой говорится в главе «Бемидбар». В первый раз, когда евреи выполняли заповедь выкупа первенцев, им было точно известно и число левитов, и число первенцев. Первенцев было больше, чем левитов. «Избыток» первенцев, т.е. те первенцы, которым не нашлось замены левитами, были выкуплены в соответствии с заповедью. В принципе же заповедь о выкупе имела в виду каждого первенца, и так она и исполняется по сей день.

Заповедь выкупа первенцев — очень ценная и совершенно особая заповедь. Прежде всего потому, что далеко не всякому выпадает ее совершить. В сущности, ее выполняют очень не часто даже сравнительно с заповедью брит-милы, которая тоже касается только младенцев мужского пола: обрезание делают каждому еврейскому мальчику, а выкупает отец только первого ребенка у матери.

Кроме того, если отец — коэн или левит, у него такой обязанности нет. То же — в случае, если мать мальчика-первенца — дочь коэна или левита. (Относительно ситуации, когда точно не известно, являются ли мать или отец мальчика-первенца потомками коэнов или левитов, — а такое встречается, например, среди выходцев из бывшего СССР — мнения раввинов расходятся. Одно из мнений — выкуп делать надо, но без благословения.)

Еще одна причина, по которой заповедь выкупа выполняется нечасто, — характер родов. Первенца, родившегося с помощью кесарева сечения, не выкупают, ибо он не тот, кто «разверзает чрево». Ограничения на выполнение заповеди есть и в случае выкидыша: если он произошел до сорокового дня существования плода, следующий ребенок остается первенцем, если после сорокового дня — это уже зависит от степени развития плода, в большинстве случаев следующий ребенок первенцем не является.

Выполнение заповеди возложено на отца, так что мальчик-первенец, родившийся в смешанном браке, выкупает себя сам по достижении совершеннолетия.

Обычно заповедь выполняется очень торжественно, приглашают гостей, как можно наряднее одевают младенца, отец платит выкуп — 96 граммов чистого серебра или его стоимость (таков аналог пяти серебряным шекелям, указанным в Торе) — коэну, которому младенец как бы принадлежит, а затем устраивают праздничную трапезу.

Заповедь освящения первенцев, являющаяся основанием для заповеди о выкупе первенцев, дана нам в память о еврейских первенцах, спасшихся в Египте во время десятой казни, когда все другие первенцы погибли. На это указывает и приведенная выше цитата: «в день избиения Мною всякого первенца в земле Египта посвятил Я Себе всякого первенца в Израиле».

В первой главе книги «Шмот» Всевышний, посылая Моше в Египет к фараону, говорит ему: «И скажешь ты Паро: так сказал Г-сподь: сын Мой, первенец Мой — Израиль… отпусти сына Моего… но ты не согласился отпустить его, и вот, Я убью твоего сына, твоего первенца» (Шмот, 4:22—23). О чем говорят эти слова? О том, что Б-г относится к еврейскому народу как к сыну, с той же силой естественной и принципиально нерасторжимой связи. Изменить эти отношения невозможно, как невозможно сыну перестать быть сыном, а отцу — отцом. Ни об одном другом народе Тора так не говорит. Тем не менее, отмечает Маараль из Праги, хотя никакой другой народ так не назван, у отца могут быть и другие сыновья, на которых тоже распространяется (делится) его любовь. Но Израиль назван еще и первенцем. Что это добавляет к характеру отношений? Уникальность, единственность. Таким образом, как «сына» Израиль связывают со Всевышним вечные и нерасторжимые отношения, а как «первенца» — отношения единичные и исключительные.


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?