Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Преступные мысли тяжелее самого преступления»В.Талмуд, Йома 29а
Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.

Талмуд говорит, что главной целью создания мира было для Всевышнего создание человека. Почему? Человек — единственное в мире существо, которому Б-г предоставил свободу выбора, чтобы человек выбирал добро и получал за это награду Свыше. Свобода выбора — одна из основ мира. Рамбам в «Сефер а-Мада» в разделе «Илхот тшува» («Законы раскаяния») пишет, что человеку дана возможность направить самого себя на верный путь, если он пожелает, и быть праведником, как Моше, наш учитель, и что человек может направить себя на дурной путь, если ему захочется, и быть злодеем, как еврейский царь Иеровоам. Если бы у нас не было свободы выбора, если бы мы были устроены жестко и действовали однозначно, нам и заповеди были бы не нужны. Совершенно очевидно, что правила поведения нужны только тому, кто волен их нарушить. Тому, в ком правила запрограммированы изначально, они не нужны. И не будь у человека способности нарушать правила, его намерение их соблюдать не имело бы никакой ценности.

В таком случае как же понимать слова «Я отягчил(сделал неприступным) … сердце» фараона? Если Всевышний сделал фараона «жестким», т.е. лишил его свободы выбора, то за что Он его наказал? Справедливо ли наказывать человека за поступок, которому нет альтернативы? За единственно возможный поступок?

Б-г управляет миром в соответствии с определенными правилами. Предоставление свободы выбора — одно из этих правил Всевышнего. Но когда Б-гу это нужно, Он выходит за рамки Своих правил, вернее, меняет их, как менял природу физических явлений в Египте.

Анализируя эпизод с фараоном, Рамбам говорит, что лишение свободы выбора — это наказание. Наказание за предыдущие действия. За грехи, совершенные по собственному выбору и желанию, говорит Рамбам, суд Небес может лишить человека свободы выборы, т.е. возможности исправиться. Другими словами, приговаривает его к духовной гибели. «Укреплю сердце фараона» сказано потому, объясняет Рамбам, что фараон сам, по собственной воле, сделал невероятно тяжелым подневольный труд евреев, разлучал мужей и жен, приказал убивать новорожденных еврейских мальчиков… Безусловно, евреев в руки египтян отдал сам Всевышний, но вот как египтяне пользовались своей властью, зависело уже от них.

В конце концов фараон, как мы знаем, все-таки уступил под давлением обстоятельств (к десятой казни Всевышний убрал у фараона «дополнительное упрямство»). Уступил вынужденно, а, как говорят наши мудрецы, вынужденные действия не заслуживают ни хвалы, ни осуждения. Поэтому награды за свой поступок он не получает, а полученное им наказание, с точки зрения Рамбама, относится к прошлому.

Бейт а-леви (комментатор, живший примерно полтора века назад) возражает против мысли, что Всевышний лишил фараона свободы выбора. Что значит, говорит он, лишил свободы выбора? Можно подумать, что фараон горел желанием выпустить евреев. Он и не думал их выпускать. Но как непослушный раб подчиняется не хозяину, а плетке, так фараон покорился ударам Свыше. Что же тогда значит «сделал неприступным сердце»? На время лишил чувствительности к ударам. А свобода выбора вполне оставалась при нем. Нежелание фараона подчиниться воле Всевышнего каким было, таким и осталось.

Бейт а-леви рассуждает так. Что такое выбор? Существует несколько возможностей, и человек выбирает одну из них. Б-г передает фараону через Моше: отпусти народ Мой. Фараон отпускает? Нет. Потом на него сыплются удары, и он отпускает евреев. Это что — его выбор? Нет, его выбор остался прежним. Как и Рамбам, Бейт а-леви называет разрешение уйти, которое фараон дал евреям, вынужденным. Никакой заслуги фараона в том, что он выпустил евреев, нет. А вина в том, что не выпустил, есть.

Фараон выпустил евреев из Египта не потому, что раскаялся. Дальше мы увидим, что как только страх перед наказанием у него прошел, он со всей своей армией пустился за евреями в погоню.

Можно, однако, представить себе ситуацию, когда человек под влиянием обрушившихся на него бед и несчастий раскаивается. Беды пробуждают сознание, потому что выбивают человека из привычной колеи. И раскаяние «из-за бед» является полноценным, хотя и раскаянием не самого высокого уровня (мы различаем несколько уровней раскаяния). Еврейский народ мудрецы уподобляют оливкам. Чтобы добыть из них масло, оливки отбивают. Но ведь не будь этого масла внутри, никакое отбивание ничего бы не дало, верно?

Внутренне человек может быть настроен правильно, говорит Бейт а-леви, но внешние обстоятельства и соблазны сбивают его с пути. Беды и неприятности стряхивают с человека эту внешнюю шелуху, и стремление к добру выходит наружу, реализуется.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?