Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки.

«По прошествии двух лет» (Берешит, 41:1) после освобождения начальника виночерпиев и казни начальника пекарей, которым Иосеф безошибочно истолковал сны, его призывают к фараону истолковать сны фараона о семи тучных и семи тощих коровах и семи полных и семи пустых колосьях. Иосеф объясняет, что эти сны — предсказание о семи годах изобилия, за которыми последуют семь лет голода в стране. За это Иосеф выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный, кто способен принять меры, которые позволят справиться с бедой. В годы изобилия Иосеф делает запасы, а потом, когда «голод был на всей земле» (Берешит, 41:54), в Египет отовсюду приходят люди купить зерно.

В Египет приходят десять братьев Иосефа (второй сын Рахели — Биньямин — остается дома). Иосеф видит в их приходе первый шаг к осуществлению его пророческих снов о снопах и звездах (см. предыдущую главу «Ваешев»), которые ему кланяются. Не открываясь братьям, Иосеф обвиняет их в шпионаже, оставляет одного из них заложником, а остальных отправляет за Биньямином. Во второй раз, когда братья приходят вместе с младшим, Биньямином, Иосеф обвиняет братьев в краже, имея дальней целью приход отца.

ВСЕ В РУКАХ НЕБЕС…

В комментариях на главу «Ваешев» Рамбан говорит: «Наши усилия — неправда, приговор Всевышнего — правда». Что понимает великий комментатор под словом «правда»? По-видимому, то, что единственная реальность в мире — планы и решения Всевышнего, деятельность же человека в той или иной степени иллюзорна. Его деятельность в этом мире имеет определенные рамки, которые установил Всевышний.

Проанализируем события, происходившие в доме Яакова до продажи Иосефа и приведшие к этой продаже.

Для братьев очевидно особое внимание отца к Иосефу. Значительно больше, чем с другими сыновьями, Яаков занимается с Иосефом Торой. Комментируя Раши на главу «Ваешев», рав Яаков Каменецкий объясняет: Яаков передавал Иосефу знания, полученные им в школе Шема и Эвера. Что это были за знания? Когда Яаков бежал из родного дома от Эсава, он не сразу пошел к Лавану. Между его выходом из Беэр-Шевы и приходом к Лавану прошло четырнадцать лет. Где Яаков находился все эти годы? В школе, основанной нашим предком из поколения потопа — Шемом, сыном Ноаха (Ноя). К моменту, когда Яаков пришел в школу, Шема уже не было в живых, и Яаков учился у Эвера, нашего предка из поколения Вавилонской башни и разделения языков. Первый вопрос: что это были за такие специфические знания, которых Яаков не мог получить у своего деда Авраама и отца — Ицхака? И второй — почему эти знания Яаков считает необходимым передать Иосефу?

Братьям невдомек, что Яакову известно: в будущем Иосеф окажется в изгнании. Еврею в изгнании нужно особое умение — умение служить Б‑гу, живя среди людей, идущих другим путем, не таким, как он. Одно дело — соблюдать Тору, живя среди единомышленников, и совсем другое — живя во враждебном окружении. Предвидя в судьбе Иосефа изгнание, Яаков передает ему эти знания.

А что видно и известно братьям? Особое отношение Яакова к Иосефу и прошлое их семьи. Что происходит в этом прошлом? У Авраама двое сыновей — Ишмаэль и Ицхак. Но Ишмаэль изгнан. Путь отца наследует один Ицхак. В доме Ицхака двое сыновей: Эсав и Яаков. Эсав отстранен, путь отца наследует один Яаков.

Братьям точно известно, что потомки Яакова должны образовать ядро еврейского народа все вместе. А Иосеф, как им кажется, пользуясь любовью отца и постоянно донося отцу на дурные якобы поступки братьев, разыгрывает старую схему, рассчитывая, что останется единственным и главным в доме. Сны Иосефа довершили дело. Братья восприняли их не как пророчество, а как претензию на единоличную власть. Они считают, что за такие намерения Иосеф заслуживает смерти и что самый правильный способ предупредить захват власти Иосефом — это убить его. В конце концов они все-таки приходят к решению не проливать кровь брата, а продать его в рабство в Египет.

В любом обществе положение раба тяжело. А три тысячи лет назад, да еще в Египте, — просто безнадежно. Нельзя и представить себе, что раб сумеет подняться по социальной лестнице. Это трудно сделать даже свободному человеку в чужой стране, а уж рабу — и думать нечего. Братья рассуждали именно так. А что получилось? Действия, которыми братья хотели предотвратить приход Иосефа к власти, привели к исполнению его снов.

Только сейчас, когда правитель Египта (они еще не знают, что это Иосеф) обвиняет их в шпионаже, братья начинают догадываться, что совершили ошибку. Что приводит их к этой догадке? Братья знают, что основной принцип в действиях Всевышнего относительно человека — это мера за меру. «Говорили они (братья) друг другу: точно мы виноваты из-за нашего брата… за то и нашло на нас это горе» (Берешит, 42:21). «Это горе», т.е. обвинение в шпионаже, которое совершенно неожиданно обрушилось на братьев, тогда как тысячи людей приходили в Египет за зерном и благополучно возвращались домой с покупкой, в глазах братьев связано с обвинением в доносах и домашнем шпионстве, которое они выдвинули против Иосефа. Лишь теперь они начинают понимать, что, как видно, неверно оценивали поступки Иосефа.

А вот другой пример действия того же принципа «правда — неправда». Как вы, наверно, помните, в Свитке Эстер, который излагает историю праздника Пурим, говорится, что министр царя Ахашвероша, ненавистник евреев Аман ночью возвел виселицу, чтобы утром попросить царя повесить на ней Мордехая, двоюродного брата царицы Эстер.

Если вообразить, что в те времена, как в наши дни, пресса и журналисты были вездесущи, можно представить себе такой диалог между Аманом и перехватившим его репортером:

— Простите, куда Вы торопитесь?

— К царю.

— Зачем?

— Попрошу повесить Мордехая.

— Как Вы полагаете, царь согласится?

— Еще бы! Да я у него любимый министр!

Чем дело кончилось, известно. Аман не успел и заикнуться о своей просьбе, как ему пришлось по приказу царя публично воздать Мордехаю совершенно необыкновенные почести, а еще через пару дней он сам был повешен на виселице, которую строил с таким энтузиазмом. Как говорится, не рой другому яму…

А вот в трактате «Хагига» гемара рассматривает эпизод, где царь Шломо вознамерился сделать доброе дело. Он встречает озабоченного чем-то ангела смерти. На вопрос, отчего он грустен, ангел отвечает, что не может выполнить приказ Всевышнего забрать из этого мира двух человек, ему это не удается. Царь Шломо, узнав, что ждет этих людей, решает их спасти. Существует место, где ангел смерти бессилен, и Шломо направляет этих людей туда.

На следующий день царь Шломо снова встречает ангела смерти, и тот выглядит совершенно довольным. Почему? Ему было приказано взять этих людей именно у входа в то безопасное место. Как только они там появились, ангел смерти их схватил.

Сказано в гемаре «Брахот»: «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами». Что это значит? Что в сфере материальных действий и событий параллельно, не пересекаясь, существуют решения Свыше и выбор человека. И в конечном счете осуществляется именно решение Свыше. Но если так, зачем человеку вообще что-то делать, стараться, добиваться чего-то? При чем тут его выбор и влияет ли он на что-нибудь?

Как выглядит деятельность человека, который никогда не задумывался над вещами, о которых мы говорим? Такой человек похож на пассажира, который сидит в вагоне и так торопится к месту назначения, что все время в нетерпении толкает ногой стенку вагона, как будто это ускорит движение поезда. (Этот пример от имени Хафец Хаима приводит рав Хаим Шмулевич.) Толчки ногой никак не влияют на движение поезда. А вот такая вещь, как молитва, может и повлиять.

В Торе и у мудрецов мы встречаем иногда указания на причины, почему с евреями произошло то или иное событие. Так, сказано, что к сорокалетним странствиям в пустыне евреев привел грех золотого тельца. Значит, поступки человека как-то влияют на решение Небес. Но — поступки духовного плана. Победа или поражение в войне не зависят напрямую от наших военных действий. При всей видимости того, что энергия и способности приводят к успеху в бизнесе, на самом деле успех от этого не зависит. А вот уровень праведности — в наших руках. В сфере духовного наши действия ведут именно к той цели, к которой мы стремимся.

Что такое «страх перед Небесами», который не «в руках Небес»? Это наша Б-гобоязненность, наш выбор между добром и злом. А в сфере материального наша задача — делать, что должно, и воспринимать результат как очередную поставленную перед нами духовную задачу.

И в заключение — возможно, уже знакомая вам (я ее как-то рассказывал) история о том, как встретились рош-ешива (руководитель ешивы) и его бывший ученик и какой между ними состоялся разговор. «Чем ты занимаешься?» — спросил рош-ешива своего бывшего ученика. «Бизнесом, — ответил ученик. — Торгую зерном». И он рассказал, что поначалу дело шло у него трудно, прибыль была невелика, но со временем он приобрел опыт, навыки, и теперь, слава Б‑гу, процветает. Рош-ешива снова спрашивает: «Чем ты занимаешься?» Ученик полагает, что учитель не расслышал его рассказ, и повторяет все сначала. А рош-ешива спрашивает в третий раз: «Чем ты занимаешься?» «Но ведь я уже дважды рассказал уважаемому учителю…» — растерялся ученик. «Нет, — возразил учитель, — ты рассказал мне, что делает для тебя Б-г. А что делаешь ты сам?»


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше

О заповеди приношения в Храм двух хлебов и первых плодов нового урожая

Рав Лейб-Нахман Злотник

На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность

Кидуш и халы

Арье Лев

Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Кицур Шульхан Арух 48. Законы благословений на пищу, изготовленную из пяти видов злаков

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 186-190

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет мяса в молоке - "Не вари козленка в молоке матери его.."

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

Краткие законы соблюдения субботы 4. Законы лэхем мишнэ

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Каждый раз при употреблении хлеба в шаббат следует произнести благословение, положив на стол две целых халы или булочки. Это правило распространяется на женщин и мужчин.

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

Кицур Шульхан Арух 77. Законы Киддуша и трапезы вечером и днем

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Помни день Субботний, чтобы освятить его