Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать»Раби Нахман из Бреслава
Материалы рассылки за 5768 год.

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

В этой главе мы не находим привычного названия, возможно, потому, что, по мнению некоторых комментаторов, десятая глава продолжает предыдущую, девятую главу. Она развивает тему зла, начатую в девятой главе, где говорится о том, что Б-г не оставляет безнаказанным никакое злодейство и так или иначе, рано или поздно, но приносит утешение страдальцам.

Царь Давид начинает главу с вопроса, почему иногда может показаться, что Б-г оставляет злодейство без внимания. Он анализирует чувства и мысли человека, который хочет и может творить зло, и говорит, что корень злодейства — в неправильном представлении об устройстве мира и принципах управления миром его Создателем.

Зачем же Б-г разрешает таким людям действовать и добиваться успеха? Почему вмешательство Всевышнего не всегда происходит явно для людей? Задавая эти вопросы, Давид не философствует — он просто просит Всевышнего открыто и сразу вмешиваться в ход событий, если они неблагоприятны для хороших людей.

Кстати, Мидраш «Ялкут Шимони» называет четыре случая, когда человек предъявлял претензии к Высшему суду: Давид в псалме, который мы сейчас читаем ( «Для чего, Г‑сподь, стоишь вдали…»), Ирмеяу в «Эйха» («Плач Ирмеяу»), Асаф и сыновья Кораха — в псалмах. Всевышний отвечал Давиду так: «Посмотри внимательно. Разве это Я отдалился от евреев? Они сами отдалили Меня!» Ирмеяу на упрек в забвении Он сказал: «Разве Я забыл? Евреи Меня забыли!» На жалобу Асафа и сыновей Кораха, что Всевышний скрыл от народа Свое лицо, Б-г отвечал: «Не я Скрыл. Они скрыли!» Так что, как видим, ситуация выглядит по-разному с земли и с Небес. Но это так, кстати.

Глава завершается призывом: «чтобы не был больше тираном смертный на земле».Эти слова можно соотнести с последней строкой девятой главы: «…пусть знают народы, что они — [лишь] человек». Оба эти стиха имеют основой общую просьбу к Б-гу — сделать так, чтобы люди всегда помнили, что они лишь простые смертные, над которыми есть Высший суд.

В комментариях Радака на теилим говорится, что этот псалом следует читать человеку, когда он в беде или когда его кто-то преследует, поскольку речь здесь идет о том, как злодеи ловят в свои сети бедных и слабых, которые не в силах от них спастись. Причем под бедными и слабыми подразумеваются и просто отдельные люди, и автор псалма царь Давид, и весь еврейский народ в целом.

1 Для чего, Г-сподь, стоишь вдали, отводишь взгляд в час беды?

2 Спесь злодея преследует бедняка, уловлены [бедные люди] кознями, что подстроили [злодеи].

3 А злодей [еще и] хвастает [тем, что утолил] желание своей души, алчный клянет и поносит Г-спода.

4 Злодей в своей гордыне не ищет [Б-га], Б-г отсутствует во всех его расчетах.

5 [Думает, что будут] удачны его пути всегда, [что] Твой суд [слишком] высоко от него, [что] всех своих недругов он [словно] сдует.

6Говорит в сердце своем: не пошатнусь, никогда не [будет] мне плохо.

7 [Фальшивыми] клятвами полны его уста, хитростью и обманом, а под языком у него — грех и ложь.

8 Сидит в засаде за дворами, тайком убивает невинного, глаза его выслеживают бедняка.

9 Подстерегает тайно, как лев из своего логова, укрывается [чтобы] схватить бедняка, хватает бедняка, затягивая свою сеть.

10 Пригнется, умалится — и обрушивается всей своей силой на достояние бедняков.

11 Говорит в сердце своем: забыл Б-г, закрыл Свое лицо, не увидит никогда.

12 Поднимись, Г-сподь, Б-г, занеси Свою руку, не забудь смиренных.

13 Почему злодей поносит Б-га? [Потому что] говорит себе в душе: [Б-г] не взыщет!

14 Ты же видишь! Ты смотришь [не вмешиваясь] на притеснения и обиды, и Своей рукой даешь [злодеям] действовать. [А ведь] на Тебя надеется бедняк, Ты всегда был поддержкой сироте.

15 Сокруши силу злодея, взыщи за его злодейство, чтобы его и не найти было.

16 Г-сподь будет царствовать вовек, исчезнут [чужие] народы с Его земли!

17 Чаяния смиренных [Ты] услышал, Г-сподь. Укрепи их сердца, и [пусть] ухо Твое их услышит.

18 Рассуди сироту и угнетенного, [чтобы] не был больше тираном смертный на земле.

Когда Б-г приходит на помощь человеку, человек ощущает Его близким к себе. А когда враг одерживает над ним верх, у человека возникает чувство, что Б-г отдалился от него ( «Для чего, Г-сподь, стоишь вдали…»). И еще. Поддержка Всевышнего может проявляться открыто и явно для всех (как сказано в девятой главе, где Давид описывает открытое проявление Небесного суда: «Когда враги мои отступают, [они] спотыкаются и исчезают перед Тобой. Ибо Ты вершишь суд и разбирательство…»). А может — скрыто, путем, который нам представляется чередой естественных событий, т.е. путем косвенным, отдаленным. И об этом тоже спрашивает Давид в первом стихе десятой главы: «Для чего, Г-сподь, стоишь вдали…», почему не всегда вершишь Свой суд явно? Для чего действуешь так, что может показаться, что не действуешь вообще, что Ты не управляешь происходящим?

Злодеи двуличны, твердят о своей честности и благородстве ( «[Фальшивыми] клятвами полны его уста, хитростью и обманом»– стих седьмой), а сами строят коварные планы, полагая, что в мире нет Суда и нет Судьи и можно делать все, что хочешь ( «Б-г отсутствует во всех его расчетах»– стих четвертый). И даже если они понимают, что у мира есть Творец, то не думают, что существует Провидение, что Творец постоянно управляет делами мира: «забыл Б-г, закрыл Свое лицо, не увидит никогда»– стих одиннадцатый. Они притесняют, обирают, губят людей в уверенности, что Всевышний не станет с них взыскивать за преступления (стих тринадцатый).

Давид просит Б-га сокрушить злодеев и, как всегда, быть поддержкой праведным. В семнадцатом стихе он говорит: «Укрепи их сердца, и [пусть] ухо Твое их услышит».Слово «тахин», которое здесь переведено как «укрепи», буквально означает «подготовь». Талмуд говорит, что сила молитвы зависит от степени сосредоточенности, внимательности человека к тому, что он говорит. И поэтому, если «подготовить сердце», то больше шансов, что «ухо (Всевышнего) услышит» молитву человека.

Под «тираном» в последнем, восемнадцатом, стихе ( «[чтобы] не был больше тираном смертный на земле») комментаторы понимают прежде всего те народы, среди которых еврейский народ находился и находится в рассеянии после разрушения Первого и Второго Храма.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?