Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5768 год.

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

В этой главе мы не находим привычного названия, возможно, потому, что, по мнению некоторых комментаторов, десятая глава продолжает предыдущую, девятую главу. Она развивает тему зла, начатую в девятой главе, где говорится о том, что Б-г не оставляет безнаказанным никакое злодейство и так или иначе, рано или поздно, но приносит утешение страдальцам.

Царь Давид начинает главу с вопроса, почему иногда может показаться, что Б-г оставляет злодейство без внимания. Он анализирует чувства и мысли человека, который хочет и может творить зло, и говорит, что корень злодейства — в неправильном представлении об устройстве мира и принципах управления миром его Создателем.

Зачем же Б-г разрешает таким людям действовать и добиваться успеха? Почему вмешательство Всевышнего не всегда происходит явно для людей? Задавая эти вопросы, Давид не философствует — он просто просит Всевышнего открыто и сразу вмешиваться в ход событий, если они неблагоприятны для хороших людей.

Кстати, Мидраш «Ялкут Шимони» называет четыре случая, когда человек предъявлял претензии к Высшему суду: Давид в псалме, который мы сейчас читаем ( «Для чего, Г‑сподь, стоишь вдали…»), Ирмеяу в «Эйха» («Плач Ирмеяу»), Асаф и сыновья Кораха — в псалмах. Всевышний отвечал Давиду так: «Посмотри внимательно. Разве это Я отдалился от евреев? Они сами отдалили Меня!» Ирмеяу на упрек в забвении Он сказал: «Разве Я забыл? Евреи Меня забыли!» На жалобу Асафа и сыновей Кораха, что Всевышний скрыл от народа Свое лицо, Б-г отвечал: «Не я Скрыл. Они скрыли!» Так что, как видим, ситуация выглядит по-разному с земли и с Небес. Но это так, кстати.

Глава завершается призывом: «чтобы не был больше тираном смертный на земле».Эти слова можно соотнести с последней строкой девятой главы: «…пусть знают народы, что они — [лишь] человек». Оба эти стиха имеют основой общую просьбу к Б-гу — сделать так, чтобы люди всегда помнили, что они лишь простые смертные, над которыми есть Высший суд.

В комментариях Радака на теилим говорится, что этот псалом следует читать человеку, когда он в беде или когда его кто-то преследует, поскольку речь здесь идет о том, как злодеи ловят в свои сети бедных и слабых, которые не в силах от них спастись. Причем под бедными и слабыми подразумеваются и просто отдельные люди, и автор псалма царь Давид, и весь еврейский народ в целом.

1 Для чего, Г-сподь, стоишь вдали, отводишь взгляд в час беды?

2 Спесь злодея преследует бедняка, уловлены [бедные люди] кознями, что подстроили [злодеи].

3 А злодей [еще и] хвастает [тем, что утолил] желание своей души, алчный клянет и поносит Г-спода.

4 Злодей в своей гордыне не ищет [Б-га], Б-г отсутствует во всех его расчетах.

5 [Думает, что будут] удачны его пути всегда, [что] Твой суд [слишком] высоко от него, [что] всех своих недругов он [словно] сдует.

6Говорит в сердце своем: не пошатнусь, никогда не [будет] мне плохо.

7 [Фальшивыми] клятвами полны его уста, хитростью и обманом, а под языком у него — грех и ложь.

8 Сидит в засаде за дворами, тайком убивает невинного, глаза его выслеживают бедняка.

9 Подстерегает тайно, как лев из своего логова, укрывается [чтобы] схватить бедняка, хватает бедняка, затягивая свою сеть.

10 Пригнется, умалится — и обрушивается всей своей силой на достояние бедняков.

11 Говорит в сердце своем: забыл Б-г, закрыл Свое лицо, не увидит никогда.

12 Поднимись, Г-сподь, Б-г, занеси Свою руку, не забудь смиренных.

13 Почему злодей поносит Б-га? [Потому что] говорит себе в душе: [Б-г] не взыщет!

14 Ты же видишь! Ты смотришь [не вмешиваясь] на притеснения и обиды, и Своей рукой даешь [злодеям] действовать. [А ведь] на Тебя надеется бедняк, Ты всегда был поддержкой сироте.

15 Сокруши силу злодея, взыщи за его злодейство, чтобы его и не найти было.

16 Г-сподь будет царствовать вовек, исчезнут [чужие] народы с Его земли!

17 Чаяния смиренных [Ты] услышал, Г-сподь. Укрепи их сердца, и [пусть] ухо Твое их услышит.

18 Рассуди сироту и угнетенного, [чтобы] не был больше тираном смертный на земле.

Когда Б-г приходит на помощь человеку, человек ощущает Его близким к себе. А когда враг одерживает над ним верх, у человека возникает чувство, что Б-г отдалился от него ( «Для чего, Г-сподь, стоишь вдали…»). И еще. Поддержка Всевышнего может проявляться открыто и явно для всех (как сказано в девятой главе, где Давид описывает открытое проявление Небесного суда: «Когда враги мои отступают, [они] спотыкаются и исчезают перед Тобой. Ибо Ты вершишь суд и разбирательство…»). А может — скрыто, путем, который нам представляется чередой естественных событий, т.е. путем косвенным, отдаленным. И об этом тоже спрашивает Давид в первом стихе десятой главы: «Для чего, Г-сподь, стоишь вдали…», почему не всегда вершишь Свой суд явно? Для чего действуешь так, что может показаться, что не действуешь вообще, что Ты не управляешь происходящим?

Злодеи двуличны, твердят о своей честности и благородстве ( «[Фальшивыми] клятвами полны его уста, хитростью и обманом»стих седьмой), а сами строят коварные планы, полагая, что в мире нет Суда и нет Судьи и можно делать все, что хочешь ( «Б-г отсутствует во всех его расчетах»стих четвертый). И даже если они понимают, что у мира есть Творец, то не думают, что существует Провидение, что Творец постоянно управляет делами мира: «забыл Б-г, закрыл Свое лицо, не увидит никогда»стих одиннадцатый. Они притесняют, обирают, губят людей в уверенности, что Всевышний не станет с них взыскивать за преступления (стих тринадцатый).

Давид просит Б-га сокрушить злодеев и, как всегда, быть поддержкой праведным. В семнадцатом стихе он говорит: «Укрепи их сердца, и [пусть] ухо Твое их услышит».Слово «тахин», которое здесь переведено как «укрепи», буквально означает «подготовь». Талмуд говорит, что сила молитвы зависит от степени сосредоточенности, внимательности человека к тому, что он говорит. И поэтому, если «подготовить сердце», то больше шансов, что «ухо (Всевышнего) услышит» молитву человека.

Под «тираном» в последнем, восемнадцатом, стихе ( «[чтобы] не был больше тираном смертный на земле») комментаторы понимают прежде всего те народы, среди которых еврейский народ находился и находится в рассеянии после разрушения Первого и Второго Храма.


Для того чтобы стать хорошим учителем, надо учиться 5 лет и ещё хотя бы 3 года стажа. Получается, учителям требуется 8 лет учёбы, чтобы родители могли доверить им своё чадо на несколько часов в день. А сколько учились мы, чтобы стать мамой и папой на всю жизнь? Читать дальше

Основные принципы воспитания детей 1. Воспитание. Что это?

Рав Ашер Кушнир

Мы начинаем курс занятий, на которых попробуем изложить основные принципы воспитания детей. Наше первое занятие посвящено общим положениям, определениям, тем теоретическим принципам, которые лежат в основе всех практических выводов.

Как уберечь детей от влияния улицы

Рав Яков Доктор

Многие родители сталкиваются с проблемой отрицательного влияния улицы. В детском и особенно в подростковом возрасте важнейшим мнением для человека является мнение его сверстников. Ради того, чтобы им понравиться, он готов на любые жертвы. Поэтому нередко конкуренции с мнением улицы родительский дом не выдерживает. А если на улице доминируют дурные компании, это грозит семье настоящей бедой. Я лично знаю несколько подобных случаев

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 3. Учись учиться

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 5. Болезнь небрежности и лени, и чем ее лечат

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

«Совершенная Мера» 6. О воспитании и обучении сыновей и о порицании

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

Книга написанная равом Элияу из Вильно - Виленским Гаоном

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 4. Главное о душевных болезнях и их лечении

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим). К родителям и учителям

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

Становление личности 1. Условные связи

Рав Йехиэль Якобзон,
из цикла «Становление личности»

Эта брошюра призвана не укреплять веру и Б-гобоязненность родителей, а только дать им практические советы о том, как можно привлечь поддержку Небес