Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

וצום אל בני ישראל

«И давал им повеления о сынах Израиля» (6:13)

Написал р. Моше Штернбух в книге Таам вэдаат: «Мидраш ясно описывает вождя Израиля. С одной стороны, тот не должен бояться нападок общества, которое проклинает его и забрасывает камнями. И даже если люди причиняют ему страдания, он мягок с ними и терпим. С другой стороны, он должен быть настойчив в проведении своей точки зрения, даже когда люди проклинают его и забрасывают камнями».

Правитель Сфакса (Тунис) предложил известному своим мастерством еврейскому портному с острова Джерба переехать в его город. Но в Сфаксе не было еврейской общины. Портной отказался быть единственным евреем в городе: без миньяна, резника и рава. Тогда правитель привёз с Джербы десять семей, которым дали работу в его дворце. Так возникла еврейская община Сфакса, перенявшая обычаи Джербы. Равом города стал р. Элияу Давид Мазуз, также перебравшийся с Джербы. Со временем община выросла, к ней присоединились и евреи из других городов. Однажды возник спор о кашерности мяса. По обычаям Джербы это мясо было запрещено, а по обычаям других общин — разрешено. Рав запретил мясо, как и было принято со дня основания общины. Но тут подняли голос ассимилянты, утверждавшие, что они не обязаны руководствоваться принятыми некогда запретами. Они также донесли властям, что рав ужесточает законы сверх меры, и тот был отстранён от должности — пока не одумается. Кусок мяса, явившийся предметом спора, рав засолил для сохранности и поехал в столицу к главному раввину страны, чтобы поведать эту историю и попросить разрешить спор в соответствии с законами Торы. Главный рав поддержал р. Элияу и обязал общину платить р. Элияу жалование несмотря на то, что он отстранён от должности. Члены общины, убедившись в правоте рава и силе его духа, стали просить его вернуться к исполнению прежних обязанностей. Рав согласился, но лишь при условии, что уклад жизни в общине будет основываться на законах, принятых изначально. Он оставался на посту главы общины вплоть до своего отъезда в Эрец Исраэль. Он поселился в Хайфе и вплоть до своей кончины в 5743 (1883) году являлся равом кварталов Неве Шаанан и Рамот Ремез.

את צבאות את עמי בני ישראל

«… полки мои, народ мой, сынов Израиля» (7:4)

«Народ Израиля называется армией Б-га. А в армии Б-га, как и в армии земной, в мирный период служат два-три года, а затем — один месяц каждый год, чтобы поддерживать готовность армии на должном уровне. Однако во время войны, когда народу угрожает опасность, все призываются в армию.

Так и в народе Израиля, в “мирное время”, когда весь Израиль выполнял волю Творца, учились несколько лет в ешиве, а потом приезжали в ешиву на два месяца — весной и летом. Сейчас же, когда народ Израиля из-за многих грехов наших оставил Тору, и увеличилось число разрушителей и подстрекателей, мы нуждаемся в усиленной поддержке, чтобы противостоять им. Поэтому призываем каждого, кто в состоянии “сидеть в доме Творца” (учиться в бейт мидраше), и умножаем число ешив и колелей, и воспитываем поколение, которое будет непрерывно учиться годы и даже всю жизнь, ибо таково веление времени» (р. Моше Штернбух, Таам вэдаат).

Кабалист раби Йеошуа Шаарабани, ученик Бен Иш Хая, несмотря на слабость и нездоровье, каждый день проделывал долгий путь пешком в ешиву кабалистов и обратно. Не выдержал один из приближённых рава и спросил: «Как это так? Почему рав заставляет себя идти так далеко, в то время как мог бы учиться и молиться близко от дома?»

Ответил р. Йеошуа рассказом:

«Много лет тому назад мой учитель и рав Бен Иш Хай принимал у себя богатого и уважаемого еврея из Индии р. Йосефа Авраама Шалома. Гость советовался с равом относительно создания ешивы в Иерусалиме. Он хотел построить ешиву, но не знал, какое именно место выбрать.

Предложил ему мой учитель построить ешиву напротив Стены Плача, чтобы учили в ней Письменную и Устную Тору, а рядом — еще одну для изучения кабалы, чтобы приблизить избавление.

Согласился гость из Индии, и через несколько лет открылись в Иерусалиме ешива Порат Йосеф и ешива кабалистов Оз вэадар.

“Вот поэтому, — подытожил рав Йеошуа, — я, чего бы это мне ни стоило, стараюсь появляться в ешиве каждый день, ибо посредством изучения кабалы рядом с местом, где располагался Храм, можно приблизить избавление”».

С разрешения издательства «Швут Ами»


Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. Вместе с ней была получена и устная традиция, которая передавалась устно от учителя к ученику, пока на каком-то этапе не была записана, кодифицирована. Читать дальше

Принципы Алахи (еврейского закона).

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Обращение в нееврейский суд

Рав Давид Кантарович

На человека, который водит машину, нарушая правила дорожного движения, и этим создает опасные ситуации на дорогах, можно пожаловаться в полицию

Отношение раввинов к курению

Рав Шмуэль Алеви Вознер

Аллахическое постановление главы раввинского суда г. Бней-Брака

Шулхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Мишна Брура

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Продажа хамеца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Тот, кто владеет большим количеством квасного и не хочет уничтожать его перед Песах, поскольку понес бы в таком случае значительные убытки, может продать его нееврею.

Кицур Шульхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Религиозный закон и право страны: столкновение цивилизаций?

Рав Пинхас Гольдшмит

Эта лекция посвящена памяти рава Азриэля Гильдесхаймера, духовного лидера ортодоксальных иудеев Германии XIX века, который верил, как верю я, и как верит множество других евреев в наши дни, что традиционный иудаизм и эмансипированный европейский еврей, законопослушный гражданин страны проживания, наделенный равенством в правах и обязанностях — совместимы.

Шхита

Овадия Монасевич

Для того чтобы еврей мог есть мясо, он должен предварительно зарезать животное или птицу определенным способом, то есть сделать шхиту.

Полезное злословие

Рав Элияу Тавгер

Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.