Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5765 год.

На этой неделе мы читаем главу «Дварим», первую главу последней книги Пятикнижия «Дварим» («Речи»). Содержание речи, с которой Моше перед смертью обратился к народу и которая продолжалась месяц и неделю, составляет содержание этой книги. В первой ее главе Моше напоминает евреям обо всем, что с ними происходило и что ими пережито за сорок лет странствий в пустыне.

Суббота главы «Дварим» — последняя суббота перед Тиша бе-ав, девятым ава, самым трагическим днем еврейского года. Как вы помните, именно в этот день евреи лили слезы над рассказом разведчиков о неприступности Эрец-Исраэль…

В этот день мы постимся в память о том, что 9 ава с разрывом в 490 лет были разрушены оба наши Храма, первый — вавилонянами, второй — римлянами.

Суббота перед Тиша бе-ав называется Шабат хазон, потому что в качестве афтары (отрывка из пророков, который принято читать после чтения недельной главы из Торы) в эту субботу читают «Хазон Иешаяу» («Видение Иешаяу»), отрывок из книги Иешаяу, 1:1—27.

Напрасная ненависть

Талмуд говорит, что Первый Храм был разрушен из-за идолопоклонства, разврата и кровопролития, Второй же Храм был разрушен за грех напрасной ненависти.

Что такое «напрасная ненависть»? Попробуем это понять. Просто ненависть безо всякой причины? Такое встречается нечасто. Обычно для негативных чувств у человека есть какой-то повод. Напрасная ненависть — это не беспричинная ненависть, а ненависть по причинам, по которым закон Торы запрещает еврею испытывать ненависть к другому еврею. Если по закону Торы человек не имеет права на ненависть, она называется «напрасной» — синáт хинáм.

Как же можно приравнивать три самых тяжких преступления к напрасной ненависти? И, более того, утверждать, что последнее — серьезнее? А ведь именно так говорит Талмуд, когда анализирует грехи поколений Первого и Второго Храма и приходит к выводу, что преступление поколения Второго Храма глубже.

В связи с этим я слышал такое сравнение. Представьте себе двух людей. Один — лежит в постели с температурой под сорок, он совершенно беспомощен. Другой — внешне здоров, спокойно гуляет по улице, но врачи нашли у него признаки чего-то весьма невеселого. Кто серьезнее болен? У больного, лежащего в жару, скорее всего грипп, и спустя пару дней он встанет на ноги. Состояние же второго человека куда более опасно.

Есть, так сказать, внешние болезни — и есть внутренние. Напрасная ненависть — это глубокая внутренняя болезнь. И Талмуд говорит, что она перевешивает три самые тяжелые нарушения запретов Торы. Ведь в первом случае, говорит Талмуд, Храм был возвращен евреям через семьдесят лет, а во втором — Храм до сих пор еще не возвращен…


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»