Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5765 год.

На этой неделе мы читаем главу «Дварим», первую главу последней книги Пятикнижия «Дварим» («Речи»). Содержание речи, с которой Моше перед смертью обратился к народу и которая продолжалась месяц и неделю, составляет содержание этой книги. В первой ее главе Моше напоминает евреям обо всем, что с ними происходило и что ими пережито за сорок лет странствий в пустыне.

Суббота главы «Дварим» — последняя суббота перед Тиша бе-ав, девятым ава, самым трагическим днем еврейского года. Как вы помните, именно в этот день евреи лили слезы над рассказом разведчиков о неприступности Эрец-Исраэль…

В этот день мы постимся в память о том, что 9 ава с разрывом в 490 лет были разрушены оба наши Храма, первый — вавилонянами, второй — римлянами.

Суббота перед Тиша бе-ав называется Шабат хазон, потому что в качестве афтары (отрывка из пророков, который принято читать после чтения недельной главы из Торы) в эту субботу читают «Хазон Иешаяу» («Видение Иешаяу»), отрывок из книги Иешаяу, 1:1—27.

Напрасная ненависть

Талмуд говорит, что Первый Храм был разрушен из-за идолопоклонства, разврата и кровопролития, Второй же Храм был разрушен за грех напрасной ненависти.

Что такое «напрасная ненависть»? Попробуем это понять. Просто ненависть безо всякой причины? Такое встречается нечасто. Обычно для негативных чувств у человека есть какой-то повод. Напрасная ненависть — это не беспричинная ненависть, а ненависть по причинам, по которым закон Торы запрещает еврею испытывать ненависть к другому еврею. Если по закону Торы человек не имеет права на ненависть, она называется «напрасной» — синáт хинáм.

Как же можно приравнивать три самых тяжких преступления к напрасной ненависти? И, более того, утверждать, что последнее — серьезнее? А ведь именно так говорит Талмуд, когда анализирует грехи поколений Первого и Второго Храма и приходит к выводу, что преступление поколения Второго Храма глубже.

В связи с этим я слышал такое сравнение. Представьте себе двух людей. Один — лежит в постели с температурой под сорок, он совершенно беспомощен. Другой — внешне здоров, спокойно гуляет по улице, но врачи нашли у него признаки чего-то весьма невеселого. Кто серьезнее болен? У больного, лежащего в жару, скорее всего грипп, и спустя пару дней он встанет на ноги. Состояние же второго человека куда более опасно.

Есть, так сказать, внешние болезни — и есть внутренние. Напрасная ненависть — это глубокая внутренняя болезнь. И Талмуд говорит, что она перевешивает три самые тяжелые нарушения запретов Торы. Ведь в первом случае, говорит Талмуд, Храм был возвращен евреям через семьдесят лет, а во втором — Храм до сих пор еще не возвращен…


Алия — переезд в Землю Израиля. Буквально переводится как «подъем», от корня «лаалот» – «поднимать». Конечно, в первую очередь подразумевается подъем духовный. Так как Земля Израиля – особое место, пребывание в ее границах способствует духовному подъему человека при соблюдении определенных условий. Но если условия не соблюдаются, алия вместо подъема может привести к обратному результату. Читать дальше

Раби Хаим бар Моше Ибн Атар (Ор аХаим)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб...

От внучки и дочери 2

Журнал «Мир Торы»

Одной из немногих советских еврейских семей, не боявшихся вести религиозный образ жизни, была семья р. Ицхака и Гиты-Леи Зильберов. Их дочь делится воспоминаниями об уловках, которые приходилось предпринимать для того, чтобы остаться евреями, верными Творцу.

Раби Хаим бар Авраам-Йосеф Крайзвирт

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Машгиах расположенной в Бней-Браке ешивы Поневеж, выдающийся мыслитель и педагог р. Элияу Деслер (Михтав миЭлияу) был настолько поражен личностью р. Крайзвирта, что немедленно написал восторженное письмо своим друзьям в Англии: «Я нашел здесь молодого гения, который занимается в колеле в Петах-Тикве. Он обладает совершенными познаниями в обоих Талмудах и является глубочайшим аналитиком как в области алахи , так и в области агады. В нашем поколении я не видел никого, подобного ему» (там же)

Сар-Шалом бар Ицхак Шараби

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Великий каббалист долгое время скрывал свои знания от окружающих. Впоследствии он стал автором молитвенника, которым до сих пор пользуются знатоки тайного учения.