Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5765 год.

В недельной главе «Мцора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.

В предыдущей главе приведено высказывание раби Шмуэля бен Нахмани, в котором он, ссылаясь на раби Йонатана, называет злоречие одной из причин появления на теле пятен цараат.

Вдумайтесь, говорит Рамбам, что случилось с Мирьям [см. Бемидбар, 12:1-16]. Она — пророчица. Она предсказывала, что ее младший брат Моше будет спасителем евреев, растила его, стояла у реки, когда его бросили в воду, и не сказала о нем ничего плохого, но сравнила его с другими пророками, тогда как Моше был выше всех пророков, которые жили до него и после. Моше и не думал обидеться, как сказано: «А Моше — скромнейший человек из всех людей на земле» (Бемидбар, 12:3). И все же она была немедленно наказана белыми пятнами на теле. Так что уж сегодняшним злоязычным глупцам наверняка не избежать наказания. Поэтому тот, кто хочет жить правильно, должен избегать мест, где сплетничают, и не беседовать со сплетниками. Насмешники и негодяи начинают с болтовни, потом дурно отзываются о праведниках... Потом, привыкнув злословить, начинают судачить о пророках, искать, к чему бы придраться в их словах... А потом начинают говорить против Б-га и приходят к Его отрицанию. Вот чем занимаются злодеи, сидя в компании за пустыми разговорами и сплетнями. А хорошие люди в еврейском народе беседуют в основном о Торе, и поэтому Б-г засчитывает им это в заслугу.

Песах, который начинается на исходе субботы

В канун Песаха, который выпадает на субботу, есть некоторые особенности.

Проверку дома на хамец проводят вечером с четверга на пятницу, в начале вечера. После этого делают битуль хамец, то есть, как всегда, после проверки производят аннулирование хамеца. Говорят: «Весь хамец и закваска, находящиеся у меня во владении, которые я не видел и не убрал, пусть станут ничьи и ничем, как пыль земли».

Хамец, который оставляют на пятницу и субботу, оставляют в отдельном уголке; стараются оставить ровно столько, сколько надо, чтобы суметь полностью закончить его в субботу. Для осторожности многие берут лепёшки (питот), которые почти не разбрасывают крошек.

Весь дом, все столы, плита и т.д. уже готовы на Песах. Вся посуда хамец убрана ещё до шаббата. На этот шаббат варят в пасхальной посуде, затем пасхальным половником перекладывают в одноразовую посуду и пользуются одноразовыми приборами.

Выбирают уголок для еды-хомец в шаббат: на террасе, у входа и т.д.

Молятся рано, чтобы можно было успеть есть хамец.

Конец времени, когда можно есть хамец, печатается в календаре.

Некоторые разделяют утреннюю трапезу на две, чтобы выполнить мицву 3-ей трапезы в субботу по одному мнению, но это можно делать только, если будет перерыв между трапезами, иначе получится ненужная браха.

Если остался хамец, надо его уничтожить, например, выбросить в туалет и спустить воду.

После этого производят вторично аннулирование хамеца, говоря «Весь хамец и закваска, находящиеся у меня во владении, которые я видел или не видел, убрал или не убрал, пусть станут ничьи и ничем, как пыль земли».

На третью трапезу едят рыбу и мясо или фрукты, предпочтительнее рыба или мясо; можно также есть клёцки из мацы (кнейдлах), тем, кто едят их в Песах, но есть их можно только до конца 9-ого часа дня, т.е. в Иерусалиме до 3:58 по летнему времени (в этом году).

Когда канун Песаха выпадает на субботу, надо всю подготовку на ночь седера сделать заранее: открыть бутылки вина, открыть пачки мацы, отделить халу, приготовить солёную воду, харосет, помыть и приготовить хасу (салат), но не оставлять её моченнуюв воде и т.д.

Песах кошер весамеах!

Радостного Песаха вам всем!


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени