Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
В недельной главе «Мцора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.

В предыдущей главе приведено высказывание раби Шмуэля бен Нахмани, в котором он, ссылаясь на раби Йонатана, называет злоречие. одной из причин появления на теле пятен цараат.

Вдумайтесь, говорит Рамбам, что случилось с Мирьям. [см. Бемидбар, 12:1-16]. Она — пророчица. Она предсказывала, что ее младший брат Моше будет спасителем евреев, растила его, стояла у реки, когда его бросили в воду, и не сказала о нем ничего плохого, но сравнила его с другими пророками, тогда как Моше был выше всех пророков, которые жили до него и после. Моше и не думал обидеться, как сказано: «А Моше — скромнейший человек из всех людей на земле» (Бемидбар, 12:3). И все же она была немедленно наказана белыми пятнами на теле. Так что уж сегодняшним злоязычным глупцам наверняка не избежать наказания. Поэтому тот, кто хочет жить правильно, должен избегать мест, где сплетничают, и не беседовать со сплетниками. Насмешники и негодяи начинают с болтовни, потом дурно отзываются о праведниках… Потом, привыкнув злословить, начинают судачить о пророках, искать, к чему бы придраться в их словах… А потом начинают говорить против Б-га и приходят к Его отрицанию. Вот чем занимаются злодеи, сидя в компании за пустыми разговорами и сплетнями. А хорошие люди в еврейском народе беседуют в основном о Торе, и поэтому Б-г засчитывает им это в заслугу.

Песах, который начинается на исходе субботы

В канун Песаха, который выпадает на субботу, есть некоторые особенности.

Проверку дома на хамец проводят вечером с четверга на пятницу, в начале вечера. После этого делают битуль хамец, то есть, как всегда, после проверки производят аннулирование хамеца. Говорят: «Весь хамец и закваска, находящиеся у меня во владении, которые я не видел и не убрал, пусть станут ничьи и ничем, как пыль земли».

Хамец, который оставляют на пятницу и субботу, оставляют в отдельном уголке; стараются оставить ровно столько, сколько надо, чтобы суметь полностью закончить его в субботу. Для осторожности многие берут лепёшки (питот), которые почти не разбрасывают крошек.

Весь дом, все столы, плита и т.д. уже готовы на Песах. Вся посуда хамец убрана ещё до шаббата. На этот шаббат варят в пасхальной посуде, затем пасхальным половником перекладывают в одноразовую посуду и пользуются одноразовыми приборами.

Выбирают уголок для еды-хомец в шаббат: на террасе, у входа и т.д.

Молятся рано, чтобы можно было успеть есть хамец.

Конец времени, когда можно есть хамец, печатается в календаре.

Некоторые разделяют утреннюю трапезу на две, чтобы выполнить мицву 3-ей трапезы в субботу по одному мнению, но это можно делать только, если будет перерыв между трапезами, иначе получится ненужная браха.

Если остался хамец, надо его уничтожить, например, выбросить в туалет и спустить воду.

После этого производят вторично аннулирование хамеца, говоря «Весь хамец и закваска, находящиеся у меня во владении, которые я видел или не видел, убрал или не убрал, пусть станут ничьи и ничем, как пыль земли».

На третью трапезу едят рыбу и мясо или фрукты, предпочтительнее рыба или мясо; можно также есть клёцки из мацы (кнейдлах), тем, кто едят их в Песах, но есть их можно только до конца 9-ого часа дня, т.е. в Иерусалиме до 3:58 по летнему времени (в этом году).

Когда канун Песаха выпадает на субботу, надо всю подготовку на ночь седера сделать заранее: открыть бутылки вина, открыть пачки мацы, отделить халу, приготовить солёную воду, харосет, помыть и приготовить хасу (салат), но не оставлять её моченнуюв воде и т.д.

Песах кошер весамеах!

Радостного Песаха вам всем!


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.