Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5768 год.

Глава, которую мы читаем в эту субботу, в деталях описывает законы принесения жертв в Храме и потому ее заповеди обращены в основном к коэнам: «Прикажи Аарону и его сыновьям…» (Аарону и его потомкам Всевышний поручил служение в Храме, они были назначены священнослужителями — коэнами.)

Глава завершается описанием обряда, который Аарон и его сыновья проходят перед тем, как приступить к служению в Храме (Мишкане).

Нынешняя суббота — 15 адара. Как известно, 14 и 15 адара евреи празднуют Пурим (в Иерусалиме — 15 адара, в остальных местах — 14). Празднику предшествует пост 13 адара. Он называется Таанит Эстер.

В этом году, как всегда, когда 15 адара приходится на субботу, жители Иерусалима празднуют так называемый «тройной Пурим». Они выполняют заповеди, связанные с праздником, в течение трех дней: в пятницу (чтение Свитка Эстер, подарки бедным), в субботу (дополнения в молитве и чтение особого отрывка Торы) и в воскресенье (праздничная трапеза и мишлохей манот — рассылка продуктов в подарок).

ТЩАТЕЛЬНО ВЗВЕШЕННЫЙ РИСК

Наша тема — один из эпизодов Свитка Эстер (Мегилат Эстер), чтение которого нам предписано слушать в праздник Пурим. Свиток описывает исторические события, которым праздник посвящен. Для начала напомним вкратце эти события (приведем выдержку из прошлогодней беседы о главе «Тецаве» книги «Шмот»).

Царь Персидской империи Ахашверош на третьем году царствования устроил для всех своих подданных многодневный пир. В разгар пира царь потребовал, чтобы его жена, царица Вашти… явилась перед гостями обнаженной — он хотел похвастаться ее красотой. Вашти отказалась. Ее казнили. Начался поиск новой жены для Ахашвероша. Из всех представленных ему девушек Ахашверош выбрал Эстер, двоюродную сестру еврейского мудреца Мордехая, которую взяли во дворец против ее воли.

Среди министров Ахашвероша был некий Аман, который ненавидел евреев. Аман сделал блестящую карьеру при дворе… Он убедил царя издать указ, по которому в день, определенный жребием, 13 адара, на территории империи все евреи, от мала до велика, должны быть уничтожены. Указ был разослан во все уголки Персидского царства. Но и в этом Аман не нашел удовлетворения, потому что его безумно раздражал не кланявшийся ему Мордехай…

Евреи, знающие о страшном указе, постятся и молятся. Эстер готовится к разговору с царем. Она приглашает его к себе на пир вместе с Аманом. На этом пире царь говорит, что готов выполнить любое ее желание. Эстер желает, чтобы царь с Аманом пришли к ней на пир и завтра.

По совету родных Аман ночью строит высокую виселицу, а утром отправляется к царю с просьбой повесить на ней Мордехая. По удивительному совпадению, царю ночью не спится и чтец читает ему хронику событий его царствования. Там речь идет о заговоре против царя, который раскрыл Мордехай. Ахашверош решает воздать Мордехаю должные почести. В этот момент является Аман. Царь советуется с ним по поводу формы чествования, не говоря, о ком идет речь. Аман полагает, что речь идет о нем, и придумывает самую торжественную церемонию. Царь приказывает ему лично сделать это для Мордехая.

На втором пире Эстер объявляет царю, что она еврейка, и просит защиты от Амана. Амана вешают на виселице, приготовленной им для Мордехая. По империи рассылается новый указ, разрешающий евреям уничтожить своих врагов в день запланированного Аманом погрома.

Для разговора с царем Эстер без приглашения входит во внутренний двор царского дома, что было под угрозой смертной казни запрещено всем без исключения подданным.

Появлению Эстер во внутреннем дворе дома царя, напротив входа в который царь сидел на царском престоле, предшествовал ее разговор с Мордехаем. Разговор этот велся через служителя Эстер Атаха. Мордехай просил Атаха передать Эстер копию указа об истреблении евреев, о котором она еще не знала, рассказать ей обо всем и передать его требование: заступиться за свой народ, пойти к царю и умолять его о милости.

Эстер велела передать Мордехаю: «Все… знают, что для каждого мужчины или женщины, которые придут незванными во внутренний двор к царю, один закон для них — смертная кара; только тот, кому царь протянет свой золотой скипетр, останется в живых. А я не была звана к царю вот уже тридцать дней» (Мегилат Эстер, 4:11).

Мордехаю пересказали слова Эстер, и он ответил: «Не полагай в своей душе, что спасешься в царском доме [одна] из всех евреев. Ибо если ты промолчишь в такое время, то спасение и избавление придут к евреям из иного места, а ты и дом твоего отца погибнете; и кто знает, не для этого ли момента ты и достигла царского [достоинства]» (там же, 4:13-14).

Эстер передала Мордехаю: «Собери всех евреев, которые находятся в Шушане (столице империи), и поститесь ради меня: не ешьте и не пейте три дня — ни ночью, ни днем; и я с моими служанками тоже буду поститься, а потом пойду к царю, хоть это и не по закону, и если уж мне погибать, то погибну» (там же, 4:16).

Какова логика Эстер в этом разговоре? Царь не звал меня вот уже тридцать дней. Одно из двух: либо он меня позовет сам, тогда лучше не рисковать и подождать — время у нас еще есть. Либо он меня разлюбил и не позовет, тогда, о чем бы я его ни просила — в том случае, если он позволит мне говорить, — не произведет на него никакого впечатления, не даст никакого результата. Более того, либо мой приход — верная смерть, либо, если царь меня помилует, ни о чем сверх такой милости я уже просить не смогу.

Смысл возражений Мордехая таков. Человек находит доводы для того или иного поступка в соответствии со своими интересами. Ты надеешься в глубине души, что твое положение при дворе тебя спасет. Ты ошибаешься. Тебе кажется, что, хотя евреи в целом в опасности, лично ты в безопасности. На самом деле все обстоит как раз наоборот. Евреям как народу Б-г обещал вечную жизнь, так что спасение придет к ним в любом случае. А вот тебе лично Всевышний такой гарантии не давал.

Ждать приглашения царя нет смысла. Указ против евреев очень весом и распространен повсеместно. В этом государстве приказы не отменяют (обратите внимание: даже после казни Амана Ахашверош не отменяет свой указ, а издает встречный — о самозащите евреев). Если встречу назначит царь, в ней не будет ничего исключительного. Твою просьбу во время такой обычной встречи царь тоже воспримет как заурядную и подойдет к делу формально: напомнит, что просто так указы не аннулируют, пообещает создать комиссию, собрать совещание, подключить нужные инстанции, рассмотреть вопрос «глубоко и всесторонне», а такие совещания, как известно, ни к чему никогда не приводят. Ты должна действовать иначе. Мы находимся в ситуации, которая требует действий необычных и рискованных.

Что означает просьба Эстер о том, чтобы евреи постились? Она просит соплеменников: подумайте, что можно исправить в нашем поведении, в нашем отношении к Всевышнему. Раз уж я иду на смертельный риск, вооружите меня заслугами, как снабжают деньгами хозяйку, идущую на рынок.

Как же развивались события? Тот факт, что любимая царица, являясь к нему, шла на верную смерть, поражает царя. Он спрашивает, что ей угодно, и обещает до полуцарства. Эстер говорит, что хочет пригласить царя на пир. Ахашверошу совершенно ясно, что дело не в том, что царице вздумалось пировать. Он повторяет свой вопрос уже на пире. А Эстер еще раз приглашает его на пир, на повторный, назавтра. Непонятные, странные, подозрительные события тревожат царя, не дают ему уснуть. Царь призывает чтеца… Что было дальше, вы знаете.

Итак, Мордехай, мудрец и праведник, один из крупнейших авторитетов того поколения и руководитель еврейской общины Персидской империи, требует, чтобы Эстер, его двоюродная сестра, близкий и дорогой ему человек и, помимо всего прочего, его ученица и воспитанница, пошла на смертельный риск. Эстер полагает, что в этом нет необходимости — во-первых, и это не принесет пользы — во-вторых. Мордехай убежден, что это необходимо и может дать результат. И что, во всяком случае, ничто другое результата не даст. На основании чего Мордехай пришел к такому решению? Он вдумчиво оценил ситуацию, взвесил все возможности и увидел: никакие «безопасные» действия не помогут, нужна «лобовая атака». Речь идет о судьбе всего народа, и риск позволителен. Без риска сложившееся положение не изменить.

Свои требования Мордехай предъявляет Эстер как ее наставник и как руководитель народа, чувствующий свою ответственность за происходящее. Свиток, описывая нам поведение Эстер до этого критического момента, не раз указывает, что Эстер поступала, «как велел ей Мордехай» (Мегилат Эстер, 2:10, 2:20). Сказано, что, и став царицей, «слово Мордехая Эстер выполняла так же, как тогда, когда была у него на воспитании» (там же, 4:20). Так поступила Эстер и в этом случае. Она отодвинула в сторону собственные сомнения и расчеты, положилась на решение великого мудреца, и это в конце концов привело к спасению еврейского народа.


Подобно тому, как наше тело связано своими корнями с душой («нешама»), внутренняя мудрость тоже имеет свой корень. Этим корнем мудрости является «рацон», желание. Читать дальше