Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5768 год.

Глава, которую мы читаем в эту субботу, в деталях описывает законы принесения жертв в Храме и потому ее заповеди обращены в основном к коэнам: «Прикажи Аарону и его сыновьям…» (Аарону и его потомкам Всевышний поручил служение в Храме, они были назначены священнослужителями — коэнами.)

Глава завершается описанием обряда, который Аарон и его сыновья проходят перед тем, как приступить к служению в Храме (Мишкане).

Нынешняя суббота — 15 адара. Как известно, 14 и 15 адара евреи празднуют Пурим (в Иерусалиме — 15 адара, в остальных местах — 14). Празднику предшествует пост 13 адара. Он называется Таанит Эстер.

В этом году, как всегда, когда 15 адара приходится на субботу, жители Иерусалима празднуют так называемый «тройной Пурим». Они выполняют заповеди, связанные с праздником, в течение трех дней: в пятницу (чтение Свитка Эстер, подарки бедным), в субботу (дополнения в молитве и чтение особого отрывка Торы) и в воскресенье (праздничная трапеза и мишлохей манот — рассылка продуктов в подарок).

ТЩАТЕЛЬНО ВЗВЕШЕННЫЙ РИСК

Наша тема — один из эпизодов Свитка Эстер (Мегилат Эстер), чтение которого нам предписано слушать в праздник Пурим. Свиток описывает исторические события, которым праздник посвящен. Для начала напомним вкратце эти события (приведем выдержку из прошлогодней беседы о главе «Тецаве» книги «Шмот»).

Царь Персидской империи Ахашверош на третьем году царствования устроил для всех своих подданных многодневный пир. В разгар пира царь потребовал, чтобы его жена, царица Вашти… явилась перед гостями обнаженной — он хотел похвастаться ее красотой. Вашти отказалась. Ее казнили. Начался поиск новой жены для Ахашвероша. Из всех представленных ему девушек Ахашверош выбрал Эстер, двоюродную сестру еврейского мудреца Мордехая, которую взяли во дворец против ее воли.

Среди министров Ахашвероша был некий Аман, который ненавидел евреев. Аман сделал блестящую карьеру при дворе… Он убедил царя издать указ, по которому в день, определенный жребием, 13 адара, на территории империи все евреи, от мала до велика, должны быть уничтожены. Указ был разослан во все уголки Персидского царства. Но и в этом Аман не нашел удовлетворения, потому что его безумно раздражал не кланявшийся ему Мордехай…

Евреи, знающие о страшном указе, постятся и молятся. Эстер готовится к разговору с царем. Она приглашает его к себе на пир вместе с Аманом. На этом пире царь говорит, что готов выполнить любое ее желание. Эстер желает, чтобы царь с Аманом пришли к ней на пир и завтра.

По совету родных Аман ночью строит высокую виселицу, а утром отправляется к царю с просьбой повесить на ней Мордехая. По удивительному совпадению, царю ночью не спится и чтец читает ему хронику событий его царствования. Там речь идет о заговоре против царя, который раскрыл Мордехай. Ахашверош решает воздать Мордехаю должные почести. В этот момент является Аман. Царь советуется с ним по поводу формы чествования, не говоря, о ком идет речь. Аман полагает, что речь идет о нем, и придумывает самую торжественную церемонию. Царь приказывает ему лично сделать это для Мордехая.

На втором пире Эстер объявляет царю, что она еврейка, и просит защиты от Амана. Амана вешают на виселице, приготовленной им для Мордехая. По империи рассылается новый указ, разрешающий евреям уничтожить своих врагов в день запланированного Аманом погрома.

Для разговора с царем Эстер без приглашения входит во внутренний двор царского дома, что было под угрозой смертной казни запрещено всем без исключения подданным.

Появлению Эстер во внутреннем дворе дома царя, напротив входа в который царь сидел на царском престоле, предшествовал ее разговор с Мордехаем. Разговор этот велся через служителя Эстер Атаха. Мордехай просил Атаха передать Эстер копию указа об истреблении евреев, о котором она еще не знала, рассказать ей обо всем и передать его требование: заступиться за свой народ, пойти к царю и умолять его о милости.

Эстер велела передать Мордехаю: «Все… знают, что для каждого мужчины или женщины, которые придут незванными во внутренний двор к царю, один закон для них — смертная кара; только тот, кому царь протянет свой золотой скипетр, останется в живых. А я не была звана к царю вот уже тридцать дней» (Мегилат Эстер, 4:11).

Мордехаю пересказали слова Эстер, и он ответил: «Не полагай в своей душе, что спасешься в царском доме [одна] из всех евреев. Ибо если ты промолчишь в такое время, то спасение и избавление придут к евреям из иного места, а ты и дом твоего отца погибнете; и кто знает, не для этого ли момента ты и достигла царского [достоинства]» (там же, 4:13-14).

Эстер передала Мордехаю: «Собери всех евреев, которые находятся в Шушане (столице империи), и поститесь ради меня: не ешьте и не пейте три дня — ни ночью, ни днем; и я с моими служанками тоже буду поститься, а потом пойду к царю, хоть это и не по закону, и если уж мне погибать, то погибну» (там же, 4:16).

Какова логика Эстер в этом разговоре? Царь не звал меня вот уже тридцать дней. Одно из двух: либо он меня позовет сам, тогда лучше не рисковать и подождать — время у нас еще есть. Либо он меня разлюбил и не позовет, тогда, о чем бы я его ни просила — в том случае, если он позволит мне говорить, — не произведет на него никакого впечатления, не даст никакого результата. Более того, либо мой приход — верная смерть, либо, если царь меня помилует, ни о чем сверх такой милости я уже просить не смогу.

Смысл возражений Мордехая таков. Человек находит доводы для того или иного поступка в соответствии со своими интересами. Ты надеешься в глубине души, что твое положение при дворе тебя спасет. Ты ошибаешься. Тебе кажется, что, хотя евреи в целом в опасности, лично ты в безопасности. На самом деле все обстоит как раз наоборот. Евреям как народу Б-г обещал вечную жизнь, так что спасение придет к ним в любом случае. А вот тебе лично Всевышний такой гарантии не давал.

Ждать приглашения царя нет смысла. Указ против евреев очень весом и распространен повсеместно. В этом государстве приказы не отменяют (обратите внимание: даже после казни Амана Ахашверош не отменяет свой указ, а издает встречный — о самозащите евреев). Если встречу назначит царь, в ней не будет ничего исключительного. Твою просьбу во время такой обычной встречи царь тоже воспримет как заурядную и подойдет к делу формально: напомнит, что просто так указы не аннулируют, пообещает создать комиссию, собрать совещание, подключить нужные инстанции, рассмотреть вопрос «глубоко и всесторонне», а такие совещания, как известно, ни к чему никогда не приводят. Ты должна действовать иначе. Мы находимся в ситуации, которая требует действий необычных и рискованных.

Что означает просьба Эстер о том, чтобы евреи постились? Она просит соплеменников: подумайте, что можно исправить в нашем поведении, в нашем отношении к Всевышнему. Раз уж я иду на смертельный риск, вооружите меня заслугами, как снабжают деньгами хозяйку, идущую на рынок.

Как же развивались события? Тот факт, что любимая царица, являясь к нему, шла на верную смерть, поражает царя. Он спрашивает, что ей угодно, и обещает до полуцарства. Эстер говорит, что хочет пригласить царя на пир. Ахашверошу совершенно ясно, что дело не в том, что царице вздумалось пировать. Он повторяет свой вопрос уже на пире. А Эстер еще раз приглашает его на пир, на повторный, назавтра. Непонятные, странные, подозрительные события тревожат царя, не дают ему уснуть. Царь призывает чтеца… Что было дальше, вы знаете.

Итак, Мордехай, мудрец и праведник, один из крупнейших авторитетов того поколения и руководитель еврейской общины Персидской империи, требует, чтобы Эстер, его двоюродная сестра, близкий и дорогой ему человек и, помимо всего прочего, его ученица и воспитанница, пошла на смертельный риск. Эстер полагает, что в этом нет необходимости — во-первых, и это не принесет пользы — во-вторых. Мордехай убежден, что это необходимо и может дать результат. И что, во всяком случае, ничто другое результата не даст. На основании чего Мордехай пришел к такому решению? Он вдумчиво оценил ситуацию, взвесил все возможности и увидел: никакие «безопасные» действия не помогут, нужна «лобовая атака». Речь идет о судьбе всего народа, и риск позволителен. Без риска сложившееся положение не изменить.

Свои требования Мордехай предъявляет Эстер как ее наставник и как руководитель народа, чувствующий свою ответственность за происходящее. Свиток, описывая нам поведение Эстер до этого критического момента, не раз указывает, что Эстер поступала, «как велел ей Мордехай» (Мегилат Эстер, 2:10, 2:20). Сказано, что, и став царицей, «слово Мордехая Эстер выполняла так же, как тогда, когда была у него на воспитании» (там же, 4:20). Так поступила Эстер и в этом случае. Она отодвинула в сторону собственные сомнения и расчеты, положилась на решение великого мудреца, и это в конце концов привело к спасению еврейского народа.


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше