Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Легче избавить Израиль от изгнания, чем изгнание от Израиля»Раби Мендл из Коцка
Материалы рассылки за 5767 год

«ВАЕЦЕ» («И ВЫШЕЛ»)

«И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошел в Харан» (28:10). Яаков, как вы помните, уходит от преследований Эсава и отправляется к брату матери, арамейцу Лавану, чтобы взять в жены одну из его дочерей.

Заночевав в пути, Яаков видит сон. По лестнице, уходящей в небеса, поднимаются и спускаются ангелы, и Яаков понимает, что ему открывается картина будущих событий, которые произойдут с еврейским народом. (Этот сон не менее известен в европейской культуре, чем знаменитые сны Иосефа.) Во сне Яакову является Всевышний и заверяет его, что отдаст ему и его потомкам землю, на которой сейчас лежит Яаков, и никогда не покинет его, Яакова, куда бы он ни пошел.

Приближаясь к дому Лавана, Яаков останавливается у колодца, куда приходит напоить овец дочь Лавана Рахель. Так Яаков встречает невесту, подобно тому, как у колодца же находит Ривку, невесту для Ицхака, Элиэзер (см. главу «Хаей Сара»).

Яаков женится на Лее и Рахели, дочерях Лавана, а затем — на их служанках Билъе и Зилпе. У Яакова рождается одиннадцать сыновей.

Спустя двадцать с лишним лет Яаков возвращается в Кнаан с детьми, женами, слугами и скотом.

СОРАЗМЕРНОСТЬ И ГАРМОНИЯ В СОБЛЮДЕНИИ ЗАПОВЕДЕЙ

В прошлом году, говоря о главе «Микец» (см. «Микец», 2005), мы указывали на особенность, общую для глав «Ваеце» и «Микец», которую на одном из своих уроков в ешиве «Мир» отмечал рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника. Как известно, главы в Торе делятся на отрывки. Эти две главы — единственные длинные недельные главы в Торе, идущие без интервалов, указывал рав.

Именно потому, что в этих главах все эпизоды по отдельности предстают перед нами как звенья длинной цепи бед и неприятностей, главы не разбиты на эпизоды. Почему? Для того, чтобы мы воспринимали картину в целом. Чтобы дать нам понять: читая о печальных событиях в Торе (или переживая такие события в жизни), мы можем не видеть позитивной цели, к которой они направлены. Но когда мы смотрим на события в целом, нам открывается их глубокий благой смысл.

Путь, который должен пройти наш праотец Яаков, не мог быть иным. Он должен был строиться именно так. С темой нашей сегодняшней беседы это не связано, но не сказать об этом нельзя.

* * *

Мы знаем, что Яаков прибывает к Лавану с пустыми руками. Почему? Авраам, отправляя Элиэзера на поиски невесты для своего сына, снабдил его немалым богатством. Яаков ушел украдкой, он, понятно, не мог взять с собой десять верблюдов, груженных дорогими подарками, как Элиэзер, и соответственно десять слуг-погонщиков к ним. Но деньги, какие-нибудь там драгоценности Яаков ведь мог взять с собой? Мог. Он и взял. Мидраш говорит нам, что Ривка дала сыну бриллианты.

Куда же они делись? Мидраш рассказывает, что в самом начале путешествия на Яакова напал Элифаз, сын Эсава, чтобы — по приказу отца — убить его. Между ними произошел примерно такой разговор.

Элифаз: Отец велел мне убить тебя.

Яаков: Убивать нельзя.

Элифаз: А как же приказ отца?!

Яаков: Возьми все, что у меня есть. Неимущий приравнивается к мертвому.

Элифаз поступает так, как просит Яаков.

Наша тема связана с одной репликой Элифаза в этом разговоре. «А как же приказ отца?» — спрашивает Элифаз. Правда, он нашел возможность выполнить приказ отца, не убивая дядю. Но для нас важно, что в принципе он считал недопустимым ослушаться отцовского приказа. Был ли Элифаз прав? К чему обязывает нас заповедь о почитании родителей?

Скажем сразу: Элифаз был неправ. Нам предписано слушаться родителей только до того предела, где начинается преступление. Тора прямо формулирует: если родители требуют от сына, чтобы он нарушил субботу (сделал что-то для отца, скажем, поставил чайник на огонь), он не должен их слушать. Это относится к любому нарушению Торы. Так что уж говорить об убийстве!

Элифаз не мог не знать этого. Но в доме его отца к заповеди почитать родителей относились совершенно по-особому, и Элифаз был воспитан именно в таком духе.

Действительно, Талмуд учит нас, что уважение к родителям приравнивается к почитанию Творца. Отец Элифаза Эсав отличался строжайшим выполнением заповеди о почитании родителей. В выполнении этой важной заповеди Эсаву не было равных. Его старательность в выполнении простиралась до того, что он никогда не являлся на глаза Ицхаку и Ривке в будничной одежде, всегда переодевался в праздничную. Беда в том, что, кроме этой заповеди, никаких других он не выполнял.

Каждая заповедь занимает свое естественное место в едином, цельном комплексе заповедей. Усиленное выполнение одной за счет другой — болезнь, как увеличение какого-то одного органа в теле за счет другого. «Сефер харедим», анализируя заповеди, говорит, что выполнение одних заповедей связано с сердцем, других — с устами, третьих — с руками и т.д. Как в теле есть центральные и периферийные органы, так есть центральные заповеди в едином «организме» мицвот: те, нарушить которые нельзя даже ради спасения жизни (запрет идолопоклонства, разврата, кровопролития), ибо жизнь еврея, спасенная этой ценой, теряет смысл;те, за нарушение которых полагается предельно строгая кара — смертная казнь, что говорит о серьезности нарушения; те, выполнение которых закладывает основу и дает энергию для выполнения всех заповедей вообще, — например, изучение Торы.

Подобно тому, как органы тела должны работать в гармонии друг с другом, так в гармонии и соразмерности должны нами выполняться заповеди. Например, бытовавшая лет семьдесят-восемьдесят назад идея, что заселение Эрец-Исраэль заслоняет собой все остальные заповеди: и соблюдение субботы, и соблюдение шмиты (седьмого — «субботнего» — года, когда земледелец не обрабатывает землю, давая ей отдых) — глубоко ошибочна. Тора считает дисгармонию серьезным недостатком, мешающим святости служения Всевышнему (например, из главы «Эмор» книги «Ваикра» мы узнаем, что коэн с диспропорцией в развитии органов — скажем, одна рука больше другой — не может служить в Храме).

Речь идет не о субъективном взгляде человека на красоту и гармонию, а о соразмерном выполнении заповедей так, чтобы, не потакая исключительно нашим склонностям, мы контролировали свое отношение к выполнению всех заповедей в целом. Мы должны соблюдать пропорции, заданные самой Торой.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?