Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыд — (достаточная) причина, чтобы стать счастливым»Раби Менахем бар Зерах
9-го ияра 5765 года Мойше Паранский покинул этот мир, чтобы предстать перед Небесным Троном. «Простой» еврей, человек большой, глубокой веры, добрый человек, который молился о благополучии десятков людей и читал Кадиш, сдается, за полмира и, в особенности за тех, по кому никто не говорит Кадиша.

Моше ПаранскийМойше Паранский появился в нашей ешиве – хайфском филиале «Швут Ами» – летом 1991 года. Оле хадаш из Киева, желающий познакомиться с еврейством. После короткой беседы-знакомства Мойше присоединился к нашей компании и начал осваивать азы еврейской мудрости.

Он возвращался к Торе с восторгом и упоением, как возвращаются в родной дом после многолетнего отсутствия. С неиссякающим радостным удивлением он обживал этот свой новый-старый «еврейский дом»: как здорово произносить благословения, надеть кипу и цицит, какое это чудо, когда черточки и закорючки вдруг складываются в узнаваемый стих Пятикнижия! Оказалось, что «еврейский дом» скроен по мерке всех и каждого из нас: Тора сама удивительно соответствует строю нашего мышления, а заповеди – разным аспектам души.

Мойше Паранский очень быстро проскочил известную стадию начальных вопросов (Тора и наука, возраст Вселенной, Где был Б-г…), которой все мы заплатили ту или иную дань. Даже если мы не знаем всех ответов, не беда! Всевышний рядом с нами! Здесь, в Израиле, Он еще ближе к нам, чем где бы то ни было. И мы можем говорить с Ним по-родственному на языке Торы и ее заповедей!

Учение давалось тяжело. А может ли быть иначе, когда вы знакомитесь с еврейским алфавитом в возрасте пятидесяти лет?! Но Мойше упорно продвигался вперед, и светился радостью от каждой своей маленькой победы. Это качество оптимиста – искренне радоваться даже самому скромному успеху и не отчаиваться при неудачах – помогло ему сделаться постепенно настоящим «бен Тора» (человеком Торы).

Конечно, если мерить в абсолютных единицах, любой ешиботник и даже многие ученики талмуд-тора превосходят Мойше Паранского (да и многих более молодых и титулованных баалей-тшува) по объему изученного материала. Наверное, мне известно лучше других, сколько раз Мойше приступал к изучению Гемары и как тяжело она ему давалась. Но в относительных единицах Истины (лефум цаара агра) он добился выдающегося успеха. Он хорошо ориентировался в Хумаше и в Кицур шульхан арухе, но более всего его душа прикипела к Теилим и Сидуру. С ними он попросту не расставался и не только часто цитировал, но старался выверять свои поступки по их высоким еврейским меркам.

Десятки, а может быть сотни людей обязаны Мойше Паранскому своим знакомством с еврейской молитвой и с возвышенным строем песен царя Давида. Несколько лет Мойше продавал книги в одном из хайфских магазинов, и все эти годы, проходя мимо этого магазина, мы видели внутри новые и новые лица евреев, которые, наставляемые Мойше, в первый раз произнесли благословение, в первый раз сказали Шма, в первый раз в трудную минуту обратились к Б-гу с молитвой.

Да, он не являлся эрудитом-знатоком еврейских книг, и, тем не менее, он сделался настоящим «бен Тора», поскольку постепенно возвысился до того уровня, когда все поступки человека поверяются верой и требованием Б-га.

Еврейские мудрецы говорят, что истинная значимость поступков человека проверяется перед лицом смерти. В последние месяцы и недели жизни Мойше Паранского мы смогли убедиться, что его духовные достижения – самой высокой пробы. Когда опасное течение его болезни стало очевидным, он отреагировал на это, как подобает настоящему еврею. А именно, не переставая делать все возможное для своего исцеления, он одновременно, готовил себя к «сдаче дел», к переходу в иной мир. И в этом не было ни следов страха и паники. Учение Торы стало частью существа Мойше, вошло в его сердце, которое знало наверное, что человек обязан принять меры для достижения цели земными путями и не переставать молиться об исцелении, но, наряду с этим, быть готовым внутренне принять любое решение Небес.

9-го ияра 5765 года Мойше Паранский покинул этот мир, чтобы предстать перед Небесным Троном. «Простой» еврей, человек большой, глубокой веры, добрый человек, который молился о благополучии десятков людей и читал Кадиш, сдается, за полмира и, в особенности за тех, по кому никто не говорит Кадиша.

Многие годы Мойше Паранский мечтал о переезде в Йерушалаим и часто говорил с нами об этом. Почему же он не переехал, ведь он не был привязан к Хайфе ни работой, ни квартирой, ни родственными связями? Я думаю потому, что он любил нас, любил нашу маленькую общину своих друзей и учеников. Сердце свое он разделил с нами, с теми, к кому на улицах еврейского Адара (район Хайфы) он обращался с неизменным: «Вам помочь?»

Всевышний и на этот раз услышал его молитвы, и Мойше удостоился погребения в Йерушалаиме, в том самом месте, с которого открывается вид на Иудейские горы и на новые районы столицы.

Чтобы при воскрешении мертвых сразу оказаться в центре событий.


Творец открыл Аврааму: все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками. Данная статья посвящена основным вехам его биографии и самой личности праотца Авраама. Читать дальше

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.