Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

Содержание раздела

В 1948 году от Сотворения мира, в десятом поколении после Ноаха, когда духовный и нравственный уровень людей снова резко понизился, на свет появился Аврам (позже Авраам). Путем наблюдений за явлениями природы и размышлений он осознал Высшую Истину, что миром управляет Единый Разум, Творец и Владыка вселенной — Б-г. В награду за этот интеллектуальный подвиг, совершенный в языческом окружении, Всевышний открылся Авраму и велел ему «уйти из страны своей, от родни своей и из дома отца своего» и отправиться в неведомую землю, где от него произойдет великий народ. Аврам, не колеблясь, отправляется в путь с женой Сарай (позже Сарой), племянником Лотом, их слугами и другими приверженцами новой веры. Когда Аврам пришел в страну Кнаан, Б-г сообщил ему, что именно эта земля будет отдана его потомкам. 

В стране начинается голод, и Аврам вынужден уйти в Египет в поисках пропитания. Понимая, что красота его жены может стоить ему жизни среди египетских варваров, Аврам просит Сарай выдать себя за его сестру. Сарай забирают во дворец Фараона, но Б-г поражает египетского правителя и его приближенных страшными язвами, и они отпускают Сарай, не тронув её. Аврам возвращается с семьей в Эрец Исраэль (Кнаан) с щедрыми дарами от египтян и многочисленными стадами. 

Вскоре Аврам и Лот расстаются из-за ссоры, вспыхнувшей между их пастухами. Лот поселяется в богатом, но насквозь пропитанном пороком городе Сдоме в плодородной долине Иордана. Коалиция месопотамских царей вторгается в Кнаан. В разразившейся войне царь Сдома терпит поражение, и Лот попадает в плен. С горсткой верных людей Авраам бросается на выручку и, чудесным образом одолев превосходящие силы противника, освобождает племянника, но отказывается от военных трофеев. Б-г сообщает Авраму, что его потомки подвергнутся 400-летнему угнетению в чужой стране, но затем выйдут из плена с большим достоянием и вернутся в Эрец Исраэль, землю своего вечного наследия. 

Сарай бесплодна, и она дает Авраму свою египетскую служанку Агарь, чтобы та родила им ребенка. Забеременев, Агарь ведет себя заносчиво; Сарай проявляет строгость, и та уходит из дома, но затем по указанию ангела возвращается и рожает Ишмаэля. 

В конце раздела Б-г дает Авраму и его потомкам заповедь обрезания, как знак Б-жественного союза. Союз с Б-гом полностью изменяет Аврама, что находит свое выражение в изменении имени: Аврам становится Авраамом, а Сарай — Сарой. Б-г обещает 99-летнему Аврааму, что его 90-летняя жена вскоре родит ему сына Ицхака, истинного продолжателя его дела. В тот же день Авраам обрезает себя, Ишмаэля и всех домочадцев-мужчин.

Благословения и проклятия

Трудно переоценить значение слова в еврейской традиции. Многие главы Торы начинаются с фразы: «И сказал Б-г…». По слову Б-га создавался мир. По Его слову жили наши праотцы, египтяне получали Десять казней, а вышедшие на свободу евреи — Десять речений.

По слову Творца Авраам покинул родину Ур Касдим (Ур Халдейский) и отправился в неведомый ему Кнаан. Перед дорогой полагается давать напутствие. И Авраам получил его — грандиозное, для себя и своих потомков, на многие века вперед: «И сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и ты будешь благословением»(12:2).

Это благословение легло в основу тесной связи между Б-гом и Авраамом. С него начались их дальнейшие, не всегда простые отношения. В них же содержится суть этих отношений. Ибо начало каждого дела, каждого предприятия должно отражать его суть. Желудь — это не только начало дуба, но и его концентрированная сущность.

Б-г обещал Аврааму много хорошего: что от него произойдет великий народ, что его имя будет возвеличено. Но все эти блага Авраам получит лишь при одном условии — что «ты будешь благословением», Авраам должен побуждать других людей трепетно относиться к Творцу, благословлять, благодарить, превозносить Его. Именно такими призваны стать отношения между Б-гом и Человеком: своими достойными поступками Человек будет освящать Имя Всевышнего, чтобы каждое сотворенное существо, сама природа непрерывно благословляли, славословили Творца.

В этой, на первый взгляд, абстрактной теологической мысли заключен важный для нас и вполне конкретный урок. Каждый еврей, особенно, еврей в кипе — это посол. Мир постоянно следит за нами, изучает каждый наш поступок, оценивает нас — как отдельных людей, так и народ в целом — по завышенным, иногда двойным меркам (то, что позволено русским в Чечне, а американцам в Косово, не позволено нам в Эрец Исраэль). Потому что народы знают, порой лишь на уровня подсознания, что наша задача ещё со времен Авраама — «быть благословением», обеспечивать должный духовный и нравственный уровень человеческой цивилизации, не давать ей погрязнуть в болоте примитивного варварства, иначе говоря, мы существуем, чтобы освящать Имя Б-га.

Но это ещё не весь текст первого благословения, полученного Авраамом перед уходом в Кнаан. Далее сказано: «И благословлю благословляющих тебя, а тех, кто проклинает тебя — прокляну…» (12:3).

Странная фраза, какая-то запутанная. В первую очередь, бросается в глаза изменение порядка слов в двух её частях: тот, кто благословляет Авраама (и его потомков), получает благословение ещё до того, как он его благословит, а проклинающий будет проклят лишь после высказанного им проклятия.

В чем смысл этих текстовых причуд? Мудрецы объясняют, что хорошая мысль (в данном случае намерение благословить) засчитывается в заслугу ещё до того, как она будет осуществлена. Зато дурное побуждение не берется в расчет, пока оно не реализовано. Б-г спешит благословить тех, кто желает (ещё только желает) благословить Его народ. Например, коэны, потомки первосвященника Аарона, благословляющие евреев во время коллективной молитвы, заранее удостаиваются благословения, чтобы их браха (благословение) была более эффективной.

Виленский Гаон добавляет ещё один штрих к этой мысли. Он говорит, что благословение богача сильнее проклятия бедняка. Поэтому человеку, желающему благословить еврея, Всевышний дает «аванс», «обогащает» его Своим благословением и его собственная браха становится полновеснее. И наоборот, проклинающий евреев не получает Б-жественного проклятия, т.е. остается «бедным», до тех пор, пока не выскажет вслух проклятие. Тем самым Всевышний сводит к минимуму ущерб от его ненависти.

Полезная война

В этом разделе мы узнаем также, как полезна — в духовном и материальном смысле — близость к праведнику. Комментируя фразу «А у Лота, шедшего с Аврамом, тоже был мелкий и крупный скот и шатры» (13:5), Раши говорит, что благословение сопутствовало Лоту благодаря тому, что он шел вместе с Аврамом.

Но с другой стороны, на том же примере Аврама и Лота мы узнаем о пагубности общения с недостойным человеком. Стремясь избежать неприятностей, праведник вынужден порой отказаться от контактов со злодеем: «И был спор между пастухами, пасшими скот Аврама, и пастухами Лота… И сказал Аврам Лоту: „…Сделай милость, отделись от меня: если пойдешь налево, так я — направо, а если ты — направо, то я — налево“ (13:7–9).

Далее Тора сообщает: „И сказал Г-сподь Авраму после того, как Лот отошел от него…“. Б-г не разговаривал с Аврамом, поясняет Раши, пока рядом с ним находился неправедный Лот.

В общении с недостойным человеком следует проявлять повышенную осторожность. Иногда целесообразнее оттолкнуть его, чем пытаться наставить на путь истины. Именно так поступил Аврам, когда по указанию Б-га изгнал из семьи Ишмаэля, своего первенца от служанки Агари. Отлучение пошло на пользу Ишмаэлю — со временем он отказался от своих злодейским наклонностей, сделал тшуву. С другой стороны, Эсав так и остался неисправимым злодеем, потому что его отец Ицхак не решился на столь кардинальную воспитательную меру.

Получается, что мир в доме — это не всегда благо. Иногда война бывает полезнее.

Публикуется с разрешения издательства »Швут Ами»