Темы: Толдот Йешурун, Рав Бенцион Зильбер, Бааль Тшува, Община
Перед Песахом рав Бенцион Зильбер, раввин и духовный руководитель Толдот Йешурун, объездил многие города США и Канады с серией уроков для русскоязычных общин, о чём мы писали ранее.
Сразу после Песаха рав Бенцион был приглашён в самый южный филиал Толдот Йешурун — Димону, город, где, как известно, находится знаменитый израильский ядерный реактор. Конечно, дорога по американским ХАЙ-ВЕЙ намного отличалась от дорог Израиля, но зато пейзаж гор Негева со стадами бедуинских верблюдов и овец был намного романтичнее американских небоскрёбов.
Еврейская жизнь русскоязычного населения Димоны началась с усилиями рабби Леви (израильского авреха, не говорящего по-русски), который около 15 лет назад поселился в г. Димона и положил начало еврейской деятельности и еврейской жизни для жителей города, а так как в городе было много репатриантов из Узбекистана, то его инициатива была в первую очередь связана с ними.
Некоторое время назад в Димоне р. Рафаэлем Мошаевым — учеником одного из «старых» учеников р. Ицхака Зильбера — Шмуэля Элишаева — был открыт филиал «Толдот Йешурун» всего в трех километрах от знаменитого израильского ядерного реактора — а сегодня р. Рафаэль делает сиюм Геморы — трактата Бава Мециа, на который приглашён рав Бенцион.
В начале вечера рабби Рафаэль извинился, что большинство молодёжи ещё не пришли, они даже сегодня решили не пропускать их постоянный урок Торы и должны были вернуться сразу после урока, который проводил для них по этому случаю другой аврех.
Слово было предоставлено р. Леви, он сказал: «Около 15 лет назад ко мне обратился один бухарский еврей, недавно приехавший из Ташкента:
— Ребе, у меня есть очень важный вопрос, куда мне послать учиться моего сына?
Я был удивлён этим вопросом, передо мной стоял человек, далёкий от соблюдения мицвот, но я почувствовал, что для него этот вопрос не случаен, и я решил сказать ему всю правду. Я ответил:
— Самое лучшее, что ты можешь сделать для своего сына, — отправь его в такое место, где он сможет стать б-гобоязненным евреем, знающим Тору и способным передать её другим.
Так Рафаэль стал учеником ешивы “Шаарей Цион”, и вслед за ним вся семья стала соблюдать заповеди. Через много лет Рафаэль (рабби Рафаэль) вернулся в Димону с назначением от р. Шмуэля Элишаева на должность раввина бухарской общины г. Димоны. Теперь мы видим, что получается, когда задают правильные вопросы.
Р. Рафаэль смог сделать то, чего не сделали другие. Если в моё время максимум, чего можно было достичь, — это провести урок в шаббат, то сегодня это ежедневные уроки, на которые приходят много молодёжи…»
Рав Зильбер начал своё выступление, когда из синагоги пришли все ребята после ежедневного урока. Он был очень тепло встречен. До сих пор о р. Зильбере многие слышали только понаслышке или по книгам, а теперь они видели наяву сына и ученика знаменитого раввина.
Он был принят аудиторией как свой, родной раввин, ведь много лет своего детства он провёл в городе Ташкенте. Интересно, что отец рава Бен Циона, раби Ицхак Зильбер זצ"ל , был раввином и учителем раби Шмуэля Элишаева, который в свою очередь является раввином их раввина, занимающегося обучением и преподаванием Торы здесь, в Димоне.
О нём надо сказать отдельно. Р. Шмуэль после приезда в Эрец Исраэль основал всеизраильскую сеть учебы Торы для бухарских евреев «Шаарей Цион», которая сегодня объединяет тысячи людей в общины по всему Израилю.
Вечер продолжался, и старшее поколение слушателей очень затронула история, рассказанная равом Зильбером о геройстве Бенциона Аксакалова, благодаря которому многие дети смогли соблюдать шаббат в Ташкенте в советское время. Если бы не очень позднее время и не дальняя дорога в Иерусалим, аудитория еще долго не отпускала бы рава.
Телефон р. Рафаэля Мошаева 054-4920277.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»