Темы: Хасидские рассказы, Молитва, Гостеприимство
Как-то раз, отправившись в Люблин к Хозе-провидцу, ребе Давид из Лелова по пути остановился у своего друга, которого должен был взять с собой. Тот жил очень бедно, но все-таки попросил жену приготовить ужин для гостя. Женщина растерялась. Все, что у нее было, — это немного муки — ни щепотки соли, ни капли масла. Тем неменее она пошла в лес, собрала хворост для печки, затем замесила муку с водой и наварила на ужин клецок. Уже вернувшись из Люблина, ребе Давид рассказал своей жене о путешествии и среди прочего сказал:
— Когда я ужинал у друга перед совместной нашей поездкой, его жена приготовила необычайное лакомство. Такое было ощущение, будто она приправила это блюдо специями из Ган Эден(1). Никогда не ел ничего подобного!Зная о мистическом складе ума своего мужа и о том, как трудно произвести на него впечатление явлениями этого мира, жена ребе поняла, что ему довелось попробовать действительно редкостное угощение, и при случае не преминула о нем вспомнить, чтобы выведать рецепт.
— Какой рецепт? — удивилась жена друга ребе. — Это была мука с водой.
— Нет, нет, мой Давид сказал, что вкус был такой, словно ты приправила пищу специями из Ган ЭденВнезапно глаза той женщины округлились от осенившей ее догадки.
— Гут ин химел(2)! — воскликнула она. — Собирая хворост для печи, я молилась, говоря: «Рибоно шел Олам(3), мне нечем почтить ребе Давида, но у Тебя, ха-Шем(4), у Тебя есть Эдемский Сад. Пожалуйста, если можно, добавь немного специй в мои клецки, чтобы они понравились нашему гостю». Похоже, ха-Шем услышал мою молитву!
1. Ган Эден — Сад Эдемский.
2. Гут ин химел (идиш) — «Господь небесный!» — выражение благоговейного трепета.
3. Рибоно шел Олам — Господин Вселенной, одно из имен Бога; теплое любовное обращение к Богу.
4. Ха-Шем — Имя. Имеется в виду Имя Бога. В соответствии с Иудейским Законом это слово не произносимо. Поэтому используется эвфемизм ха-Шем, или просто Имя.
Комментарий Рами Шапиро: Что есть у тебя, чтобы почтить другого человека? Ум? Сердце? Мастерство? Все это даровано тебе Богом. Истоки всех твоих мыслей и идей можно найти в работах учителей и мудрецов прошлого. Твои чувства в действительности тебе не принадлежат — нельзя оставить при себе приятные эмоции, а неприятные отбросить. Дела твоих рук суть результат того, что кто-то обучал тебя и наставлял. Все, что у тебя есть, и все, что ты собой представляешь, пришло к тебе благодаря усилиям других людей; в конечном итоге все это — плоды Божьей благодати. Воистину, без Его даров ты — ничто.Осознав это, человек понимает, что он сам ничего не может дать окружающим и потому вынужден во всем полагаться на Бога: «Рибоно шел Олам, я ничто без Тебя и Твоих даров. Не в моих силах почтить как должно другого человека, и потому я обращаюсь к Тебе. Давай благодать людям через меня, я буду рад возможности служить им». Кто возносит такую молитву от всего сердца, тот воистину вкусит яств Сада Эдемского.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»