Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«У каждого человека есть своя страсть и там, где она сильнее всего, его возможность обрести Б-жественное благословение максимальна»Рав Цадок а-Коэн, книга “Цидкат а-Цадик” 181
Глава «Ки теце» («Когда выступишь на войну») продолжает тему о правилах поведения на войне, начатую в предыдущей главе. С ней связана тема о пленнице, на которой воин хочет жениться. Отсюда Тора переходит к теме семейных отношений, конкретно – к законам наследования, наказанию непокорного сына, к разводу и левиратному браку и многим другим заповедям из других областей жизни. Глава содержит знаменитый отрывок «Захор» («Помни, что сделал тебе Амалек»), который мы особо читаем в субботу перед праздником Пурим. «Ки теце» содержит семьдесят четыре заповеди из шестисот тринадцати, данных нам Торой. По числу заповедей эта глава превосходит все другие главы Пятикнижия.

Глава «Ки теце» начинается «военной темой». Как поступить, если человеку на войне приглянулась красивая пленница? Нееврейка, естественно. Тора дает определенные указания, позволяющие ему на ней жениться, если она примет еврейство.

Хорошее ли это дело — жениться на нееврейке? Желателен ли брак, основанный только на влечении к внешнему? И если нет, то почему Тора его разрешает? Об этой заповеди мудрецами сказано: ло дибра Тора эла ке‑негед йецер, а‑ра, т. е. — Тора говорит соразмерно дурному побуждению.

Как это понимать? Заповедь о нееврейской пленнице — единственная из заповедей Торы — касается ситуации, в которой, с точки зрения Торы, человек не может совладать со своими желаниями и страстями. Война развязывает и возбуждает инстинкты, приводит человека в состояние, когда ему не до борьбы с самим собой. И для того, чтобы еврей не сблизился с женщиной запрещенным образом, Тора предписывает ему правила, которые делают такой поступок допустимым. Хотя и предупреждает (неявным образом) о возможных последствиях.

Тора знает человека. Она видит и оценивает его возможности и никогда, никогда не требует от человека невозможного. Ведь Б-г, который создал мир и сотворил человека, дал народу Израиля Тору, заповеди которой абсолютно соответствуют естественной природе людей.

Разумеется, в повседневной еврейской жизни каждому из нас требуется произвести определенную работу над собой — усилить самоконтроль, заняться собственным воспитанием. Но при этом Тора не требует ничего, что превосходило бы человеческие возможности. В ней нет тотального запрета на супружеские отношения, она не предписывает отказаться от употребления мяса и вина. Для человека, который с юных лет был воспитан в атмосфере Торы и ее заповедей, в иудаизме нет ничего такого, что было бы ему не под силу. Исключением, как было указано выше, является ситуация с пленницей-нееврейкой.

Что же касается людей, которые в зрелом возрасте пришли к жизни по Торе, ситуации и личные возможности бывают разными. Скажем, поначалу человек продвигается поэтапно, шаг за шагом, в соответствии со внутренними силами и глубиной желания. Однако абсолютно у каждого существует возможность встать на путь полного соблюдения заповедей. Тора и человек сотворены Всевышним, а поэтому Тора по плечу каждому еврею.


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Недельная глава Хаей Сара

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.

Разъяснение смысла выражений «и скончался», «и умер», «и присоединился к народу»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.

Жизнь, шидух и похороны. Хаей Сара

Рав Бенцион Зильбер

Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

На тему недельной главы. Хаей Сара 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.