Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кому, как не нам, надо пробудиться, воспрянуть, изменить все наши понятия, пути и дела — и вернуться к Творцу»Рабби Элияу Элиэзер Деслер
Материалы рассылки за 5767 год

««КИ ТЕЦЕ» («КОГДА ВЫСТУПИШЬ»)

Глава «Ки теце» («Когда выступишь на войну») продолжает тему о правилах поведения на войне, начатую в предыдущей главе. С ней связана тема о пленнице, на которой воин хочет жениться.

Отсюда Тора переходит к теме семейных отношений, конкретно – к законам наследования, наказанию непокорного сына, к разводу и левиратному браку и многим другим заповедям из других областей жизни.

Глава содержит знаменитый отрывок «Захор» («Помни, что сделал тебе Амалек»), который мы особо читаем в субботу перед праздником Пурим.

«Ки теце» содержит семьдесят четыре заповеди из шестисот тринадцати, данных нам Торой. По числу заповедей эта глава превосходит все другие главы Пятикнижия.

В РАМКАХ НАШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Глава «Ки теце» начинается «военной темой». Как поступить, если человеку на войне приглянулась красивая пленница? Нееврейка, естественно. Тора дает определенные указания, позволяющие ему на ней жениться, если она примет еврейство.

Хорошее ли это дело — жениться на нееврейке? Желателен ли брак, основанный только на влечении к внешнему? И если нет, то почему Тора его разрешает? Об этой заповеди мудрецами сказано: ло дибра Тора эла ке‑негед йецер, а‑ра, т. е. — Тора говорит соразмерно дурному побуждению.

Как это понимать? Заповедь о нееврейской пленнице — единственная из заповедей Торы — касается ситуации, в которой, с точки зрения Торы, человек не может совладать со своими желаниями и страстями. Война развязывает и возбуждает инстинкты, приводит человека в состояние, когда ему не до борьбы с самим собой. И для того, чтобы еврей не сблизился с женщиной запрещенным образом, Тора предписывает ему правила, которые делают такой поступок допустимым. Хотя и предупреждает (неявным образом) о возможных последствиях.

Тора знает человека. Она видит и оценивает его возможности и никогда, никогда не требует от человека невозможного. Ведь Б-г, который создал мир и сотворил человека, дал народу Израиля Тору, заповеди которой абсолютно соответствуют естественной природе людей.

Разумеется, в повседневной еврейской жизни каждому из нас требуется произвести определенную работу над собой — усилить самоконтроль, заняться собственным воспитанием. Но при этом Тора не требует ничего, что превосходило бы человеческие возможности. В ней нет тотального запрета на супружеские отношения, она не предписывает отказаться от употребления мяса и вина. Для человека, который с юных лет был воспитан в атмосфере Торы и ее заповедей, в иудаизме нет ничего такого, что было бы ему не под силу. Исключением, как было указано выше, является ситуация с пленницей-нееврейкой.

Что же касается людей, которые в зрелом возрасте пришли к жизни по Торе, ситуации и личные возможности бывают разными. Скажем, поначалу человек продвигается поэтапно, шаг за шагом, в соответствии со внутренними силами и глубиной желания. Однако абсолютно у каждого существует возможность встать на путь полного соблюдения заповедей. Тора и человек сотворены Всевышним, а поэтому Тора по плечу каждому еврею.


Как раз из-за того что интимная близость обладает столь высокой степенью святости и чистоты, нарушение законов, регулирующих эти отношения, приводит к максимальному «загрязнению» с очень тяжелыми последствиями. Читать дальше