Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еще появлялись гиганты, чьи произведения становились непреходящей ценностью народа Израиля...

Магиней арец

Происшедшие в 5408 году события подорвали волю народа. Не осталось больше сил целиком отдаваться учебе. Лишь единицы смогли противостоять давлению внешних обстоятельств. Но еще появлялись гиганты, чьи произведения становились непреходящей ценностью народа Израиля.

Два величайших мудреца, чья жизнь и деятельность пришлась на события 5408 года, р. Шабтай Акоэн и р. Давид Алеви, изучали и комментировали Шульхан арух В следующем поколении этот труд изучал даян из Калиша р. Авраам Авли Гомбинер, который написал книгу Маген Авраам (Щит Авраама): она и до наших дней остается основным комментарием к первому тому Шульхап аруха. Сам труд вышел в свет только после смерти автора, одновременно с работой р. Давида Алеви Маген Давид (Щит Давида), которая до тех пор существовала лишь в рукописных копиях. Два этих комментария вместе называются Магинэй арец (Щиты земли).

В конце пятьдесят пятого века минский даян раби Ихиель Гальперин написал книгу Седер адорот (Хронология поколений), где под-! верг тончайшему анализу Вавилонский и Иерусалимский Талмуды, а| также привел даты жизни их многочисленных авторов.

Хахам Цви

Среди бежавших из Вильны в 5415 (1655) году был р. Яаков Зак. Он переехал в Венгрию и стал равом города Офан, который в то время находился под властью турок. В Венгрии его стали называть р. Яаков Ашкенази. Его сыну Цви в момент бегства из Литвы было всего три года. Начало своего образования он получил в Офане, а завершил его в Салониках, где привык к сефардской системе учебы. Ему удалось совместить сефардское стремление к ясности с литовской любовью к тонким рассуждениям. Р. Цви Ашкенази был назначен главным равом города Сараево в Боснии. Еще во времена своего пребывания в Салониках он стал свидетелем шабтианского движения и непримиримым его противником. Всеми доступными ему средствами он разоблачал оставшихся сторонников Шабтая Цви, особенно тех, кто прятался под маской ученых-кабалистов.

У сефардов титул хахам соответствует ашкеназскому титулу раби. Переехав в ашкеназские страны, р. Цви так и остался известен под своим сефардским титулом и вошел в историю еврейской мысли как Хахам Цви. Он был главным равом города Альтоны (под Гамбургом), затем равом ашкеназской общины Амстердама. Здесь произошло его столкновение с шабтианцем Нехемией Хиюном. Вынужденный оставить город, Цви переехал во Львов, где и умер в 5473 (1713) году.Его алахические респонсы изданы под названием «Ответы Хахама Цви».

Комментаторы «Океана Талмуда»

Авторитет польских и литовских мудрецов был очень высок в немецких городах. Уроженец Вильны р. Шмуэль Кидновер после нападения казаков на его родной город бежал в Германию и был назначен равом Фюрда, а потом и Франкфурта-на-Майне. В конце жизни он вернулся в Польшу и стал главным равом Кракова. После него главой франкфуртской общины стал р. Нафтали Кац, родившийся в Польше. Когда в 5171 (1711) году во Франкфурте разразился большой пожар, рава Каца обвинили в том, что пожар начался по его вине. Он был вынужден оставить город и до конца своей жизни (5479/1719) жил в Праге. Р. Нафтали Кац, знаменитый своими познаниями в Открытом и Тайном учениях, оставил после себя книгу Смихут хахамим.

Главой той же франкфуртской общины был р. Йеошуа Фальк, уроженец Кракова. Перед тем как переехать во Франкфурт, он был равом Львова и Берлина. Про него известно, что в споре между р. Яаковом Эмденом и р. Йонатаном (об этом споре см. ниже, в главе 20) он принял сторону первого, и сторонники р. Йонатана причинили ему множество неприятностей. Умер он в 5516 (1756) году, оставив после себя книгу Пней Йеошуа — один из самых блестящих комментариев к Талмуду, который породило Новое Время.

Уже в старости переехал в Германию р. Арье Йеуда Лейб. Он был равом в Кракове и в литовском городе Бриске. Об остроте его мысли свидетельствует книга Шаагат Арье (Рык Льва) и книга Турей эвен, комментирующая два трактата Талмуда. Во время пребывания в Германии его пригласили стать равом Майнца, еврейская община которого считалась немецкой, несмотря на то что формально город находился под властью французской короны.

Публикуется с разрешения издательства Швут Ами


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.