Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Через какое время после мясной трапезы можно приступить к молочной? Почему так долго?

Согласно закону, сформулированному в Талмуде, тот, кто ел мясо, может приступить к молочной трапезе только по прошествии шести часов, начиная с того момента, когда он закончил есть мясо. Комментаторы Талмуда приводят два таких довода:

  • 1. Обычно кусочки мяса застревают между зубами, поэтому во рту может образоваться смесь мясного с молочным. Однако через шесть часов мясо под действием слюны достаточно разложилось, и им можно пренебречь.
  • 2. В мясе содержится много жиров, они прилипают к небу и деснам, так что в течение нескольких часов во рту еще остается мясной привкус. Все это время есть молочное нельзя.

На практике, прежде чем приступить к молочному, следует подождать шесть часов после любого мясного блюда, даже если самого мяса в тарелке не было, например, после мясного бульона или после картофеля, сваренного с мясом, и т.п. Но это еще не все. Даже выдержав положенное время, прежде чем сесть за молочный стол, надо соблюсти два требования: закончить предыдущую трапезу (в которую входило мясное блюдо) и произнести благословение после еды. Дело в том, что мясные и молочные блюда нельзя смешивать не только на одном столе, но и в одной трапезе. Поэтому если прошло шесть часов с того момента, как мы последний раз ели мясное, но трапеза все еще продолжается, то надо ее завершить, если мы хотим подать молочные блюда — и только затем можно заново сервировать стол.

Если во время приготовления мясного блюда хозяйка пробовала его на вкус, не жуя и не глотая, то она не обязана ждать шести часов, поскольку здесь нет ни одной из двух вышеуказанных причин.

После парвеных блюд, сваренных в мясной посуде (даже если в ней в течение последних суток варили мясо), можно сразу есть молочное и не нужно ждать шесть часов. Точно так же тому, кто ел мясо, можно сразу вслед за ним есть парвеные блюда, сваренные в молочной посуде (главное — не забывать, что вместе их есть нельзя! См. выше, ч.6). Исключением из этого послабления является острая пища, сваренная в молочной посуде (см. ч.7), — ее можно есть только через шесть часов.

Тот, кто по прошествии некоторого времени обнаружил застрявшее между зубов мясо, должен тщательно прополоскать рот, прежде чем есть молочное, но заново начинать отсчет новых шести часов не надо. Так же нет обязанности специально проверять зубы перед молочной трапезой.

Тот, кто не уверен, прошло ли шесть часов после мясного обеда, может положиться на мнение законодателей, разрешающих в подобном случае есть молочное.

Больные, которым необходимо пить молоко, могут его пить уже через час после мясной трапезы, но при непременном соблюдении трех условий: они успели произнести благословение после той трапезы, съели что-нибудь парве-ное и тщательно прополоскали рот до того, как принялись за молоко.

Совсем маленьким детям, которым необходимо молоко по возрасту, можно давать его и меньше чем через час после мяса; более взрослым детям — как и больным, по необходимости; однако дети старше 9 лет должны выдерживать полных шесть часов.

Все это относительно молока после мяса. Что касается мяса после молока, то по закону Талмуда после молочной трапезы можно есть мясо сразу без промедления только тому, кто:

  • съел какой-нибудь парвеный продукт из таких, что не прилипают к небу, а затем тщательно прополоскал рот (или выпил какой-нибудь напиток);
  • удостоверился, что руки чистые и на них не осталось следов от молочного (а еще лучше — вымыл их).

     

    Таков закон Талмуда. Однако существует обычай не есть молочное и мясное в одной трапезе и в один час. Поэтому многие стараются произнести благословение после еды и не садиться за мясной стол раньше чем через полчаса-час.

    (Заговорив об обычаях, уместно заметить, что у евреев не принято есть рыбу вместе с мясом. Тот, кто ел рыбное блюдо и намерен перейти к мясному, должен поменять тарелку и вилку, съесть какой-нибудь нейтральный продукт, прополоскать рот или выпить что-нибудь и удостовериться в чистоте рук. Ждать не надо ни минуты.)

    Причина, по которой после молочных продуктов не требуется перерыв в шесть часов, заключается в том, что эти продукты не застревают между зубами и не прилипают к небу. Исключением являются твердые (не «плавленые») сыры с высоким содержанием жира. После них нужно подождать шесть часов точно так же, как и после мясных продуктов.


Читайте:
тема Мясное и молочное
тема Кашрут — кошерное и некошерное


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»