Однажды ребе Авигдора Хальберштама, брата ребе Хаима из Цанза, пригласили на шаббос к человеку, прославившемуся своим богатством, но отнюдь не кротостью. Было известно, что этот человек был очень груб со слугами, немедля увольняя за малейшую провинность. В те дни было принято готовить для субботнего обеда чолент1. В знак уважения к почетному гостю горшочек с жарким кухарка поднесла ребе, с тем чтобы именно он разложил блюдо по тарелкам хозяину, членам семьи и другим гостям. Ребе глубоко вдохнул запах стряпни. Однако не стал раскладывать пищу по тарелкам, а взял ложку и попробовал прямо из горшка.
— Бесподобно! — воскликнул он и съел еще немного.
— Самый прекрасный чолент, какой мне доводилось пробовать! Не обращая внимания на смутившихся гостей и самого хозяина, ребе съел все жаркое из горшочка, не оставив никому ни крошки. Но вместо того, чтоб извиниться, обернулся к кухарке и сказал:
—Просто восхитительно! А нет ли еще? Растерянная женщина принесла остатки чолента, и ребе доел то, что еще оставалось. Все присутствующие были просто ошарашены. Никогда в этом доме гости не вели себя таким образом, и, конечно, никто не ждал подобной выходки от такого почтенного человека, как ребе Авигдор. Естественно, из уважения к нему все промолчали и отобедали халой2. Когда Шаббос закончился, ребе и его ученики поблагодарили хозяев за гостеприимство и ушли. Как только они вышли за околицу местечка, хасидим решились спросить учителя, как понимать его странные действия за столом.
— Едва горшочек с чолентом оказался у меня в руках, — сказал ребе, — я почувствовал запах керосина. Я тут же понял: кухарка в спешке приправила блюдо керосином вместо уксуса. Если бы хозяин попробовал этот чолент, то немедленно уволил бы девушку. Вот я и съел все это варево, чтобы она не лишилась работы. Пусть думают обо мне что хотят, но мне ее стало жалко. Теперь будут считать, будто девушка до того искусная повариха, что из-за нее даже ребе ведет себя как последний хазир3.
1 Чолент (искаж. франц. «chaud viande» — «горячее мясо») — густое жаркое к шаббос, которое особым образом заранее готовят в пятницу, так чтобы оно не простыло и оставалось горячим всю субботу.
2 Хала — плетеная булка, которую пекут специально для праздника субботы.
3 Хазир — свинья.
Насколько важна для тебя репутация? Готов ли ты выставить себя дураком ради того, чтобы защитить другого человека от незаслуженной кары? Уверен ли ты в том, что готов?Существует немало притч о разных ребе, гуру или просто святых, которые вели себя как безумцы, чтобы указать на истину. Подобных примеров так много, что даже появился термин: безумная мудрость. Безумие такой мудрости прежде всего в том, что она бросает вызов устоявшимся нормам и условностям. Однако следует разобраться, действительно ли то, что мы видим, представляет собой безумную мудрость — или же мудрец и вправду сошел с ума.Ученики ребе Авигдора во время обеда истолковали свои сомнения в его пользу, однако потом потребовали объяснений. Это — хороший пример для всех нас.Готовность ребе Авигдора разыгрывать из себя хазир ради того, чтобы спасти человека от несправедливого наказания, показывает, что он был выше собственной репутации. Этот человек не боялся дурной славы, — для него достаточно было того, что его намерения чисты. Более того, он готов был все объяснить своим ученикам. Он не сказал им: «Не смейте ставить под вопрос мои решения!» Нет, ребе уважал их потребность понять мотивы его действий и объяснил причину своего якобы безумного поступка. Это — способ испытать любого духовного учителя: готов ли он объяснить свое поведение и исходит ли в своих действиях из сострадания и стремления к справедливости?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?