Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тора запретила одновременное употребление мясных и молочных блюд. Что делать, если за одним столом обедают два еврея, один из которых ест мясное, а другой — молочное? Ряд несложных правил, сформулированных нашими мудрецами, позволит избежать ошибки.

Мясо и молоко — сами по себе разрешенные продукты. Употреблять их — естественно для человека, независимо от того, соблюдает он кашрут или нет. Поэтому всегда существует опасение, что если на столе будут стоять вместе и молочные, и мясные блюда, то мы можем по невнимательности съесть их вместе. Исходя из этого наши мудрецы запретили во время еды ставить на обеденный стол одновременно мясные и молочные блюда, если есть опасение их перепутать. Такого опасения, например, нет, когда за одним столом сидят два незнакомых еврея и каждый кушает свой отдельный обед (скажем, в столовой), — в этом случае их соседство допустимо, поскольку нет опасения, что один из них по недоразумению протянет руку к порции другого либо вдруг решит угостить соседа. Но если за одним столом решили пообедать друзья или просто знакомые, то всегда остается весомая вероятность недоразумения, в результате которого они перепутают блюда или посуду. И тогда на помощь приходит специальный опознавательный предмет-барьер, называемый экэр, который, будучи поставленным на стол, напоминает, что нужно быть внимательным и осторожным по отношению к запрету на смешение мяса с молоком. Таким знаком может служить любая вещь, которую в обычное время не принято ставить на стол во время еды, например, цветочный горшок, зубная паста, детская игрушка, — все, что подскажет фантазия. Это первый способ избежать опасности. Второй способ: каждый ест на своей скатерти, салфетке или подносе, так что ощущение общности еды и посуды пропадает. Есть еще один, третий, способ: сесть по разные стороны длинного стола, чтобы исключить возможность дотянуться рукой до манящей порции соседа. Что касается кухонного стола или любого другого, за которым в настоящее время не едят, то на него можно ставить и мясные, и молочные блюда, — но они должны находиться на определенном расстоянии друг от друга. Существует обычай ставить в холодильнике молочные продукты на одну сторону, а мясо на другую, чтобы они не касались и чтобы молоко не капало на мясо, лежащее под ним.

Нельзя есть молочную пищу на той же скатерти, которую ранее использовали для мясного стола, потому что скорее всего на ней остались капли мясных блюд, которые могут прилипнуть к хлебу, сыру и другим продуктам молочной трапезы. Вообще желательно завести отдельные скатерти и клеенки для мясного и молочного; впрочем, в стесненных обстоятельствах достаточно постирать «мясную» скатерть перед тем, как есть на ней молочное.

Хлеб, от которого ели за молочным столом, нельзя есть с мясом, поскольку существует опасение, что к нему прилипли крошки сыра, сливочного масла или творога. Но если хлеб резали чистыми руками, тогда батон остается достаточно «нейтральным», чтобы положить его на мясной стол; однако отрезанные куски все равно есть с мясом нельзя даже в этом случае (они годятся только для «нейтральной» еды), т.к. до них наверняка дотрагивались «молочными» руками.

Батон хлеба, от которого отрезали куски мясным ножом, не подают на молочный стол, поскольку всегда есть опасение, что прозрачный жир с его лезвия прилип к хлебу, а раз так, то последний запрещен для творога, йогурта и пр. Но когда другого хлеба в доме нет, следует удалить тонкий слой хлеба в том месте, где он контактировал с ножом, или просто срезать его любым немясным ножом. Однако, если наш мясной нож был тщательно вымыт твердой мочалкой с применением моющих средств и мы удостоверились, что слой жира снят, то, строго говоря, с точки зрения закона им можно было бы резать хлеб, который годится на бутерброды с сыром. Тем не менее, в еврейской среде уже не первый век распространен обычай пользоваться для резки хлеба только парвеным ножом. Поэтому совет пользоваться чистым мясным ножом может быть принят лишь в самых стесненных условиях, например, в походе, — тогда нож не менее десяти раз втыкают в землю или тщательно моют.

Салаты, стоявшие на столе во время мясного обеда, можно есть с молочной пищей при условии, что для салата пользовались отдельной ложкой и за столом не сидели маленькие дети (!). Если же каждый брал салат из салатницы своей ложкой или за столом находились маленькие дети, то даже при наличии отдельной ложки есть эти салаты с молочной пищей запрещено.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.