Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тора запретила одновременное употребление мясных и молочных блюд. Что делать, если за одним столом обедают два еврея, один из которых ест мясное, а другой — молочное? Ряд несложных правил, сформулированных нашими мудрецами, позволит избежать ошибки.

Мясо и молоко — сами по себе разрешенные продукты. Употреблять их — естественно для человека, независимо от того, соблюдает он кашрут или нет. Поэтому всегда существует опасение, что если на столе будут стоять вместе и молочные, и мясные блюда, то мы можем по невнимательности съесть их вместе. Исходя из этого наши мудрецы запретили во время еды ставить на обеденный стол одновременно мясные и молочные блюда, если есть опасение их перепутать. Такого опасения, например, нет, когда за одним столом сидят два незнакомых еврея и каждый кушает свой отдельный обед (скажем, в столовой), — в этом случае их соседство допустимо, поскольку нет опасения, что один из них по недоразумению протянет руку к порции другого либо вдруг решит угостить соседа. Но если за одним столом решили пообедать друзья или просто знакомые, то всегда остается весомая вероятность недоразумения, в результате которого они перепутают блюда или посуду. И тогда на помощь приходит специальный опознавательный предмет-барьер, называемый экэр, который, будучи поставленным на стол, напоминает, что нужно быть внимательным и осторожным по отношению к запрету на смешение мяса с молоком. Таким знаком может служить любая вещь, которую в обычное время не принято ставить на стол во время еды, например, цветочный горшок, зубная паста, детская игрушка, — все, что подскажет фантазия. Это первый способ избежать опасности. Второй способ: каждый ест на своей скатерти, салфетке или подносе, так что ощущение общности еды и посуды пропадает. Есть еще один, третий, способ: сесть по разные стороны длинного стола, чтобы исключить возможность дотянуться рукой до манящей порции соседа. Что касается кухонного стола или любого другого, за которым в настоящее время не едят, то на него можно ставить и мясные, и молочные блюда, — но они должны находиться на определенном расстоянии друг от друга. Существует обычай ставить в холодильнике молочные продукты на одну сторону, а мясо на другую, чтобы они не касались и чтобы молоко не капало на мясо, лежащее под ним.

Нельзя есть молочную пищу на той же скатерти, которую ранее использовали для мясного стола, потому что скорее всего на ней остались капли мясных блюд, которые могут прилипнуть к хлебу, сыру и другим продуктам молочной трапезы. Вообще желательно завести отдельные скатерти и клеенки для мясного и молочного; впрочем, в стесненных обстоятельствах достаточно постирать «мясную» скатерть перед тем, как есть на ней молочное.

Хлеб, от которого ели за молочным столом, нельзя есть с мясом, поскольку существует опасение, что к нему прилипли крошки сыра, сливочного масла или творога. Но если хлеб резали чистыми руками, тогда батон остается достаточно «нейтральным», чтобы положить его на мясной стол; однако отрезанные куски все равно есть с мясом нельзя даже в этом случае (они годятся только для «нейтральной» еды), т.к. до них наверняка дотрагивались «молочными» руками.

Батон хлеба, от которого отрезали куски мясным ножом, не подают на молочный стол, поскольку всегда есть опасение, что прозрачный жир с его лезвия прилип к хлебу, а раз так, то последний запрещен для творога, йогурта и пр. Но когда другого хлеба в доме нет, следует удалить тонкий слой хлеба в том месте, где он контактировал с ножом, или просто срезать его любым немясным ножом. Однако, если наш мясной нож был тщательно вымыт твердой мочалкой с применением моющих средств и мы удостоверились, что слой жира снят, то, строго говоря, с точки зрения закона им можно было бы резать хлеб, который годится на бутерброды с сыром. Тем не менее, в еврейской среде уже не первый век распространен обычай пользоваться для резки хлеба только парвеным ножом. Поэтому совет пользоваться чистым мясным ножом может быть принят лишь в самых стесненных условиях, например, в походе, — тогда нож не менее десяти раз втыкают в землю или тщательно моют.

Салаты, стоявшие на столе во время мясного обеда, можно есть с молочной пищей при условии, что для салата пользовались отдельной ложкой и за столом не сидели маленькие дети (!). Если же каждый брал салат из салатницы своей ложкой или за столом находились маленькие дети, то даже при наличии отдельной ложки есть эти салаты с молочной пищей запрещено.


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Раби Йоханан бен Заккай

Рав Цви Вассерман

Раби Йоханан бен Заккай прожил 120 лет. Сорок лет он занимался торговыми делами, сорок лет учился и сорок лет обучал других. Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения... При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника.

Смысл дня 17 Тамуза

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза