Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Пинхас

Содержание раздела

Пинхас, внук Аарона, пронзивший копьем Зимри, князя колена Шимона, и мидьянскую принцессу Козби в момент совершения ими отвратительного языческого ритуала и тем самым отвративший гнев Всевышнего от евреев, получает "союз мира".

Б-г повелевает сынам Израиля "преследовать мидьянитян и разгромить их" за их попытку совратить евреев в язычество.

Моше и первосвященник Элазар получают указание пересчитать народ. Указаны имена семейств и родов в каждом колене. Общее число мужчин призывного возраста после смены поколений в пустыне составило 601730, немногим меньше, чем при Исходе из Египта. Б-г сообщает Моше порядок распределения земли в Эрец Исраэль между коленами; затем приводится численность колена Леви, которое не получает надела.

Дочери Цлофхада из колена Менаше просят Моше закрепить за ними отцовский надел ввиду отсутствия у них братьев. Моше обращается за разъяснениями к Б-гу. Всевышний подтверждает, что претензии дочерей Цлофхада обоснованы, и сообщает порядок родственных предпочтений в еврейском законе о наследовании.

Затем Б-г велит Моше взойти на гору и осмотреть издалека Страну Израиля, в которую ему не суждено войти. Моше просит Всевышнего назначить ему достойного преемника, нового лидера нации. Им становится Йеошуа бин Нун. В присутствии всех евреев Моше проводит церемонию "инаугурации" Йеошуа.

Раздел завершается указаниями о храмовых жертвоприношениях в субботу и праздники.

Неумелые (пока) помощники

Б-г вознаграждает Пинхаса за то, что он "отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновал Моей ревностью". Раши поясняет: "Он выразил гнев, который полагалось выразить Мне (Б-гу)". Что это значит?

Представьте, что вы готовитесь к приему гостей, накрываете на стол и просите своего трехлетнего сына (или внука) принести салфетки. Глядя, как малыш неумело и старательно раскладывает бумажные квадраты рядом со столовыми приборами, вы испытываете умиление и ни с чем несравнимую радость, хотя могли бы сделать ту же самую "работу" быстрее и лучше.

Именно об этом говорит Раши, величайший комментатор Торы. Наши отношения с Б-гом складываются по той же схеме, что и отношения родителей с маленьким сыном, требующим самостоятельности. "Возревновал Моей ревностью" означает: Пинхас заслужил высокую награду – брит шалом и потомственное коэнство – за то, что он выполнил Его "работу" – наказал отъявленных преступников, не мешкая и не задумываясь о последствиях.

То же самое относится и к благотворительности, цдаке. Римский наместник Турнус Руфус спросил однажды раби Акиву: "В вашей Торе написано, что Б-г любит бедняков, но почему Он не заботится об их пропитании, перекладывая эту заботу на людей?" Раби Акива ответил: "Помогая бедным, мы получаем от них больше, чем они от нас. Они берут у нас деньги и тем самым спасают нас от Геинома".

Иначе говоря, забота о бедных – это, конечно, "Б-гова работа", но Он, наш Отец, поручает ее нам, Своим детям, и с огромным удовольствием наблюдает, как мы, подобно трехлетнему малышу, неумело "раскладываем салфетки на обеденном столе". Ему нужна не наша "помощь" – Он может лучше и быстрее накормить бедных, без малейшего напряжения обеспечить все их нужды. Ему нужно другое: наша доброта, отзывчивость, любовь к ближнему, пусть неумелая и недостаточная, но зато искренняя, свидетельствующая о нашем хорошем "воспитании".

Погибель тела против погибели души

Представьте, что вы сидите в самолете и вдруг видите, как ваш сосед, респектабельный мужчина в хорошо сшитом костюме и очках, достает отвертку, вставляет лезвие себе в ухо и начинает с силой ввинчивать в голову. Из уха уже сочится кровь...

Что вы предпримите? Закричите, чтобы он немедленно прекратил, позовете бортпроводницу, других пассажиров на помощь. Схватите его за руку, вырвите отвертку.

А если ваш сосед совершает грех, запрещенный Торой, какова ваша реакция? Не обратите внимания? Это не ваше дело? А почему не ваше?

Идеи нас не пугают. Нас пугает только то, что видят наши глаза. Наверное, поэтому мы не боимся Б-га так, как должны бояться, не испытываем подлинного трепета перед Ним. Потому что мы Его не видим. Да, многие из нас верят (хотя бы в глубине души), что есть на свете Б-г, Высший Разум и Высшая Воля, Тот, Кто создал этот мир и ежеминутно хранит, поддерживает его. Но кто из нас ощущает Его присутствие ежедневно, ежеминутно? Что вот Он – перед нами, зорко следит за нашими действиями, читает наши мысли.

Да, если бы мы видели Б-га, мы не нарушали бы Его законы, выраженные в Торе. Побоялись бы. Но мы Его не видим и поэтому часто "уходим" от Него. На иврите слова "страх" и "видеть" почти идентичны: мы боимся лишь того, что видим.

Когда мы видим убийство, нас охватывают неописуемый ужас и отвращение. Но когда мы видим, как евреев побуждают нарушать шабат или есть некашерную еду, наша реакция куда сдержаннее. А собственно почему? Ведь должно быть наоборот. Убийца лишает свою жертву только жизни в этом мире. Но когда человека толкают на преступление против Торы, он лишается жизни, подлинной, осмысленной, в этом мире и духовной награды в Мире Грядущем. Его душа отсекается от Источника всякой жизни.

В разделе Пинхас Б-г велит Моше: "Преследуй мидьянитян и разгромите их, ибо враги они вам в кознях своих...". Мидьянитяне толкали евреев в пропасть дремучего, варварского язычества, подстрекали к бунту против Б-га и Торы, пытались совратить их, не останавливаясь перед использованием своих женщин, таких как принцесса Козби. Вот почему Тора, столь миролюбивая и гибкая в оценке человеческих слабостей, жестко требует от нас не просто избегать мидьянитян, не искать с ними мира, как с другими народами, а решительно атаковать, поддерживать с ними состояние войны, чтобы постоянно напоминать себе, во всех поколениях, как они пытались привить нам отвратительнейшее из качеств – любовь к разврату, аморальности, как они хотели вытеснить нас не только из этого мира, но и из Мира Грядущего.

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.