Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Для того, кто любит Эрец Исраэль, она из любимой превращается в любящую»Раби Йехезкель Альберштам
Можно ли есть постные щи, сваренные в мясной кастрюле, из молочной тарелки?

ПЕРЕДАЧА ВКУСА ОТ СОСУДА ЧЕРЕЗ ПИЩУ

Выше мы познакомились с принципом, согласно которому законы кашрута, касающиеся мяса и молока, распространяются также на их «вкусы» (см. ч.2, гл. «Как разделить мясную и молочную посуду»). Из этого принципа, например, следует, что картошку, сваренную вместе с мясом, нельзя есть, запивая молоком, и т.д. Однако, поскольку вкус, переходя от одной посуды к другой, слабеет, то неизбежно наступает состояние, когда с таким вкусом можно перестать считаться.

На какой стадии это происходит? Постараемся запомнить несколько практических правил (теоретическое их объяснение пространно, а потому мы его не приводим).

  • 1. Co вкусом, совершившим два перехода (от мяса в стенки кастрюли и из них в нейтральную пищу), необходимо считаться. А потому щи, сваренные в мясной кастрюле, нельзя заправлять сметаной. Нельзя есть с мясом картофель, сваренный в молочной кастрюле. Компот, варящийся в мясной кастрюле, нельзя помешивать молочной ложкой. И т.д.
  • 2. Хотя постные щи, сваренные в мясной кастрюле, нельзя заправлять сметаной, тем не менее, если необходимо, их можно есть из молочной тарелки молочной ложкой. Однако нельзя переливать их из мясной кастрюли непосредственно в молочную тарелку. Правило таково: горячая струя постного супа, переливаемого из мясной кастрюли в молочную тарелку, не должна быть непрерывной. Поэтому, перед тем как есть такие щи из молочной тарелки, лучше всего охладить их, затем перелить в молочную или парвеную («нейтральную») кастрюлю, подогреть и только тогда разливать в тарелки.

Точно так же картофель, сваренный в молочной кастрюле, можно есть в мясной тарелке (без мяса!), но разложить его по тарелкам нужно с помощью ложки или вилки, а не вытряхивать картофель прямо из кастрюли в тарелку. Однако нельзя варить картофель в молочной посуде с изначальным намерением есть его из мясных тарелок; только если он уже сварен и другого выхода нет — можно подать его на мясной тарелке. То же самое по поводу щей.

Если картофель сварили в парвеной кастрюле и затем положили в горячем виде на молочную тарелку, его можно есть и с мясом. Хотя горячий картофель впитывает вкус, выделяющийся из молочной тарелки, однако это выделение настолько незначительно, что им можно пренебречь. Как видим, разница заключается в том, что картофель, сваренный в молочной кастрюле, нельзя есть с мясом, в то время как горячий картофель, сваренный в парвеной кастрюле и положенный на холодную молочную тарелку, — можно.

Теперь несколько усложним картину, введя новый фактор — время, а именно: будем отмечать, когда последний раз наша кастрюля контактировала с молоком или мясом, т.е. прошли или нет 24 часа с тех пор как вкус впитался в кастрюлю. Мы помним, что вкус, проникший в стенки кастрюли, за сутки портится, а потому можем вывести новый закон: постные щи, сваренные в мясной кастрюле, которая уже сутки стоит «без дела», можно заправить сметаной; картофель, сваренный в такой же «суточной» молочной кастрюле, можно есть с мясом. Однако не следует подстраивать такую «суточность» заранее, т.е. запрещено варить щи в суточной мясной кастрюле с изначальным намерением заправить их потом сметаной. Нельзя готовить картофель в суточной молочной кастрюле, заранее предполагая подать его как гарнир к мясу. Строго говоря, «постфактум» такой сваренный в молочной посудине картофель можно есть и с мясом, но нельзя готовиться к этому изначально.

Теперь рассмотрим возникающие здесь «аварии».

1. Картофель, сваренный в молочной кастрюле, по ошибке полили мясным соусом. — Поступать так лехатхила запрещено, но бэдиавад, когда блюдо уже получено, выбрасывать его не нужно13! Полученная таким образом смесь разрешена — за редкими исключениями. Общая картина зависит от такого большого количества деталей, что ни в коем случае не следует самим устанавливать разрешение или запрещение, т.е. надо обратиться с вопросом к раввину. — То же самое, если постные щи, сваренные в мясной кастрюле, по ошибке заправили сметаной или вылили в горячем виде прямо в молочную тарелку.

2. Постные щи, сваренные в мясной кастрюле, помешали «нейтральной» ложкой, а затем, забывшись, той же ложкой достали из другой кастрюли молочную лапшу. — Катастрофы нет: и кастрюля из-под лапши, и сама лапша разрешены; только ложку следует откашеровать, т.к. она впитала и вкус мяса, и вкус молока.

3. Парвеную кашу, варившуюся в молочной кастрюле, по ошибке помешали мясной ложкой. —

Возможны варианты:

а) Кастрюля и ложка суточные (т.е. вот уже не меньше суток они не соприкасались ни с чем предосудительным — кастрюля с молоком, а ложка с мясом). В таком случае ничего страшного не произошло. Ешьте кашу, ничего кашеровать не надо.

б) Кастрюля и ложка — оба предмета — несуточные (т.е. находились в контакте с горячим мясом и молоком меньше чем 24 часа назад). В этом случае и ложку, и кастрюлю придется кашеровать, а кашу выкинуть. Мы опасаемся, что вкус молока выделился из кастрюли в кашу, а вкус мяса — из ложки в кашу; смешиваясь, они делают все запрещенным, поскольку каждый из них сделал только один переход до того как вступил в контакт с противоположным видом. Только если каши оказалось в 60 раз больше чем объем той части ложки, что опустили в кастрюлю, каша и кастрюля спасены, но ложку все равно надо кашеровать.

в) Мясная ложка — суточная, а молочная кастрюля нет (т.е. в ней варили молоко менее чем за 24 часа до начала приготовления каши). — Кашу есть можно (но только из молочной тарелки!); ложку придется кашеровать, а кастрюлю спокойно ставьте на полку.

г) Молочная кастрюля — суточная, а мясная ложка нет. — Каша разрешена, но подавайте ее в мясных тарелках; кастрюлю следует откашеровать, а ложку смело кладите на место.

Другими словами, все то, что было суточным, кашеруется; полученную еду раскладывайте в тарелки того же вида, что и использованная несуточная посуда.

4. Молочную кастрюлю, в которой варится каша, накрыли мясной крышкой. — См. ч.5, раздел «Кастрюля накрыта не той крышкой».


Происхождение жизни

Доктор Джеральд Шредер

Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?

Археология по следам Традиции

Рав Пинхас Шнайдер

Археологические данные подтверждают еврейскую традицию

Тайная жизнь растений

Рафаэль Бен Лев

Есть ли у растений чувствительность? Многие научные открытия, совершенные в последние десятилетия с использованием новейших технологий и современной аппаратуры, оказывается, были предвосхищены много столетий назад еврейскими мудрецами и записаны в наших святых книгах. Неверующие люди не перестают удивляться и поражаться, но верующий еврей воспринимает эти факты совершенно естественно, понимая, что наша Традиция получена непосредственно от Творца Вселенной, который прекрасно осведомлен о законах своего мироздания

Сколько звезд в созвездии «Кима»?

Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Данные Талмуда о числе звёзд в созвездии «Кима» («Плеяды») решительно противоречили очевидности - наблюдениям того времени, когда Талмуд был закончен. Откуда мудрецы получили эти сведения - более полутора тысяч лет назад, без соответствующих оптических приборов?

Нужен ли Б-г для сотворения мира?

Доктор Джеральд Шредер

Стивен Хокинг и другие ученые считают, что Творец не имеет никакого отношения к сотворению мира. Пытаясь объяснить возникновение Вселенной из ничего, они выдвинули концепцию квантовой вакуумной флуктуации. Их религиозный коллега считает иначе.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Слышит ли зародыш голоса извне?

Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Великий комментатор Раши написал в комментарии к Мишне: "Ребенок в ее чреве обоняет запах еды и хочет ее". Спустя многие сотни лет исследования ученых подтвердили верность умозаключений еврейского мудреца и доказали, что в животе матери плод чувствует запахи, слушает музыку и получает удовольствие от тактильного общения со своими будущими родителями.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?