Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Подобно тому, как лица людей непохожи друг на друга, так различны и их мысли»Бэмидбар Рабба 21, 2
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Шлах

Содержание раздела

По настоянию евреев и с разрешения Б-га Моше посылает в Землю обетованную двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Предвидя беду, он меняет имя одного из разведчиков, своего преемника Ошеа на Йеошуа, добавив для "защиты" букву йод из Имени Б-га.

Вернувшись через сорок дней, разведчики приносят с собой образцы необычайно крупных плодов, произрастающих в Эрец Исраэль. Десять из них говорят, что эту "хорошую страну, текущую молоком и медом", невозможно покорить, потому что в ней живут великаны под стать принесенным плодам. Евреи впадают в панику и требуют немедленного возвращения в Египет, хотя два других разведчика Йеошуа и Калев пытаются убедить их, что Эрец Исраэль можно и должно завоевать, полагаясь на помощь Творца.

Б-г разгневан; Он хочет уничтожить неблагодарных евреев, и лишь страстная молитва Моше спасает их от неминуемой гибели. Вместо этого они приговариваются к сорокалетнему блужданию в пустыне; лишь следующее поколение войдет в страну. Небольшая группа раскаявшихся евреев бросается на штурм Эрец Исраэль вопреки предостережению Моше, но терпит полный разгром от амалекитян и ханаанеев.

В утешение Б-г сообщает евреям порядок храмовых жертвоприношений, когда они войдут, наконец, в Эрец Исраэль. Дается заповедь отделения халы от теста – ее положено отдавать коэнам. Тора сообщает, какие жертвы надо приносить в Храм для искупления непреднамеренного греха, индивидуального и группового. Лишь сознательное оскорбление Имени Всевышнего не подлежит искуплению: душа виновного "отсекается" от его народа.

Приведен эпизод с человеком, который собирал хворост в шабат и был за это казнен.

В заключении раздела дана заповедь ношения цицит (кистей из нитей) на одежде. Эта заключительная часть раздела включена в ежедневную молитву Шма, Исраэль! как напоминание об Исходе.

Вижу горы и долины

"И сказали они (Йеошуа и Калев) всему обществу Израиля: "...страна эта очень и очень хороша!" (14:7).

Далеко не все нынешние жители Страны Израиля согласятся с двумя разведчиками-диссидентами. "Как можно жить в такой стране!? Это же Третий мир! Грязный и опасный. А бюрократия чего стоит. А хамство. Нет, белому человеку не место в этих левантийских трущобах". Знакомо, не правда ли?

Почему одни жители Страны Израиля восхищаются ее красотой, а другие не скрывают раздражения?

Одна красивая принцесса искала достойного жениха. Претендентов было много, и она решила устроить конкурсный отбор. Когда очередной кандидат приходил свататься, слуги отводили его в приемную комнату, почти пустую, если не считать вазы с фруктами и нескольких священных книг на столе. Вы уже догадались, что принцесса была ортодоксальной еврейкой и предъявляла к потенциальному жениху свои специфические требования.

Слуги говорили гостю, что принцесса должна прийти сюда с минуты на минуту, а пока он может отдохнуть и подкрепиться фруктами: "Пожалуйста, располагайтесь. Чувствуйте себя, как дома".

Кандидат и не подозревал, что принцесса наблюдает за ним через замаскированный глазок в стене. Видя, как он берет яблоко и, прежде чем откусить его, сосредоточенно произносит полагающееся благословение: "Благословен, Ты, Г-сподь, творящий плоды дерева", или раскрывает книгу и погружается в чтение, принцесса радостно улыбалась, облачалась в лучшие наряды и являлась в приемную во всей своей блистательной красоте.

Но если претендент рассеянно жевал угощение, забыв сказать браху, или безучастно смотрел по сторонам, игнорируя разложенные книги, его ждало горькое разочарование: принцесса выходила к нему в лохмотьях, с вымазанным сажей лицом. Полюбить такую ведьму было невозможно при всем желании.

Страна Израиля похожа на эту принцессу. Если еврей приезжает сюда не за дешевыми фруктами и колбасой, а за духовной пищей, если он – настоящий оле, "восходящий" к вершинам духа, его очарует и физическая красота Эрец Исраэль; он без памяти влюбится в эту землю. Но если он – закоренелый материалист, ценящий только личные удобства, его будет все злить и раздражать: грязь, жара, шум, смуглые лица и черные шляпы.

Однако, подобно неудачливому претенденту на руку принцессы, он так и не поймет, что не он отверг Страну Израиля, а она отвергла его, представ перед ним в убогом наряде "левантийских трущоб".

Ответ в начале задачника

"Мне не нужная ваша религия, – сказал один молодой человек раввину. – У меня особые отношения с Б-гом. Б-г меня любит, бережет. Вот послушайте, что со мной произошло год назад. Я ехал по горной дороге на мотороллере: слева скалы, справа обрыв. День был прекрасный, солнечный, без ветра. И вдруг за крутым поворотом я увидел перед собой в нескольких метрах огромный грузовик. Он ехал прямо на меня, занимая всю узкую дорогу. Водитель включил тормоза; я тоже резко затормозил. Мотороллер упал, и по инерции потащил меня в сторону, к краю 200-метровой пропасти. Я никак не мог остановиться. Вот уже край; мотороллер свалился вниз. У меня в голове промелькнуло: "Все, конец…". И в это мгновение я увидел куст. Он рос на самой кромке обрыва. Я схватился за него; ветки жалобно скрипнули, но выдержали меня. Мои ноги уже висели над пропастью; под ними осыпался каменистый грунт. Я собрался с силами и осторожно подтянулся, уперся коленом в выступ и перевалился на дорогу…

Чудо! Произошло чудо. Б-г спас меня. Не нужна мне ваша Тора, не нужны ваши заповеди. Я знаю, что Б-г хранит меня. Кто еще послал мне этот куст!?"

Раввин улыбнулся в бороду и тихо поправил собеседника: "Ты лучше спроси, кто послал тебе грузовик".

В начале настоящего раздела комментатор Раши спрашивает, почему драма с разведчиками приведена в Торе сразу после рассказа о наказании Мирьям за клеветнические слова о своем брате Моше. На первый взгляд, странный вопрос. Что значит, почему? Потому что эти два эпизода следуют друг за другом в хронологическом порядке. Как произошло, так и написано.

Нет, не все так просто. В Торе нет случайного нагромождения событий. Каждому из нас выпадают в жизни трудные испытания, в которых проверяется наша стойкость и сила духа. Суть испытания состоит в том, что мы не знаем, когда и как будем испытаны, на какие вопросы нам придется отвечать.

Это в обычной жизни. А в отношениях с Творцом все обстоит по-другому. Прежде чем заставить нас решать задачку, Он дает вначале ответ.

Евреи хотели послать разведчиков в Страну Израиля задолго до того, как Б-г дал им на это разрешение, сказав: "Пошлите от себя людей…"(13:2).

Всевышний, лучший в мире Психолог (помните у Лермонтова: "И мысли, и дела Он знает наперед"), понимал, точнее, предполагал, что евреи рвутся в разведку неспроста, что они боятся идти в Святую землю, где прекратится их оранжерейное существование, с гарантированной защитой от стихии и диких животных, с маном и передвижным колодцем. Там им придется сеять, пахать, строить, воевать, короче, вести нормальную жизнь со всеми ее проблемами и опасностями. Они же привыкли жить на всем готовом в пустыне, "у Б-га за пазухой". Поэтому они ищут повода, чтобы отвергнуть "землю, текущую молоком и медом", щедрый дар Всевышнего, найти в ней изъяны.

Б-г знал, что они попытаются опорочить Эрец Исраэль. Поэтому Он предостерег разведчиков от клеветы на примере Мирьям. Другими словами, дело не в том, что история с неудачной разведкой произошла сразу после наказания Мирьям, а в том, что ее ошибка и последующая кара стали наглядным уроком, который Б-г преподал разведчикам, прежде чем разрешить им отправиться в путь. В Его задачнике все ответы проставлены заранее. Надо только увидеть их.

 

 

 

 

 

 

 

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?