Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Литературная страница

У Яакова, отца нашего, был брат Эсав. Они считались близнецами, хотя, наверное, трудно было сыскать более непохожих людей. Яаков не отрывался от Торы, а Эсав все дни проводил на охоте. Яаков принял наследство отцов и надел тяжелую корону еврейства, а Эсав отказался от нее.

Эсав был умный, храбрый и сильный. Он умел заглядывать в будущее. И он увидел там, что если еврей допустит ошибку при службе в Храме, смерть найдет его быстрее, чем удар меча в жаркой схватке. Эсаву нужно было отказаться от прохладного вина в кувшине, от мягкой постели, от тонконогих лошадей — вороных, гнедых и прочих. От дальних странствий и военных подвигов. И, что всего труднее, обуздать самого себя. Стянуть железными кольцами свою пылающую душу, чтобы ее огонь мог рваться только вверх — к Творцу.

Это было все равно, что вулкану приказать извергаться по расписанию. Эсав понял, что если он пойдет по этому пути, то вместо поединков с богатырями, где всегда можно найти противника хоть на волосок, но слабее, ему придется ломать и валить самого себя. Каждый день, до последнего вздоха.

Он отказался.

Но ведь когда еврей выполняет приказы Торы, то этим он приближает Будущий мир, готовит землю, к тому, что Творец раскроет всем и всюду Свое Лицо. Что все сокровища мира перед этим?..

Эсав вздохнул: ему не по силам этот груз. Брат сказал Яакову, что уступает ему первородство и право наследовать их отцу. Отдает ему Будущий мир. Но зато оставляет этот мир себе! На том и порешили.

Их обоих, однако, ждали неожиданности. Эсав прославил себя многими подвигами, о которых люди сочиняли красивые легенды. … Но Эсава все время не покидало чувство, что Яаков обманул его, надул, перехитрил. Утащил самое ценное! И продолжает обманывать.

Жид-обманщик, по-русски говоря…

А Яаков учил Тору. В течение многих лет ни одна ночь не заставала его спящим. Многие тайны мира были открыты ему. И среди них одна, наверное, заставит вздрогнуть нас, потомков. Яаков узнал, что их связь с Эсавом сохранится до конца дней, до начала Будущего Мира. Ему предстоит исправить и очистить могучую натуру брата, заставить его признать волю Творца.

Еврейский заговор! Еврейский заговор!

Эсав захотел встретиться с Яаковом. Он сам не знал, чем закончится эта встреча, худом или добром. Тяжелый меч, который отсек столько голов, до поры лежал в ножнах.

Если бы Яаков по-прежнему жил один, проводя время в учебе и молитве, ему бы не так тяжело далась эта встреча. Но Вс-вышний открыл ему, что благодаря Яакову, еврейство распространится и станет достоянием целого народа. И вот он женился, у него родилось двенадцать сыновей. Эта большая семья после многих скитаний вошла в Эрец-Исраэль. И тут Яаков получил известие, что брат спешит к нему навстречу, а с ним четыреста отборных воинов. И у каждого острый меч на боку.

Яаков давно ждал этой встречи. Он надеялся, что искры света, спрятанные в могучей душе Эсава, найдут дорогу наверх. А ведь известно, что даже тонкий луч может прогнать тьму. И тогда ему останется лишь помочь брату двигаться дальше.

Но нет. Эсав остался таким как прежде. Словно парусный корабль, который судьба бросила в грязь болота. Ветер надувает орлиные паруса, мачты скрипят — и ни с места.

Но если Эсав — прежний, с ним нельзя, опасно встречаться. Назад, Яаков! Ведь ты рискуешь не только своей головой, в опасности самые близкие тебе люди. Пусть пастухи гонят прочь овец, пусть слуги направят назад плавный шаг верблюдов. Безумные вести двенадцать сыновей навстречу нескольким сотням головорезов!

Но он не повернул. Шагал впереди, держа в руках посох.

Яаков сделал все, чтобы смягчить брата. Он послал ему подарки. Он не один раз поклонился, идя навстречу. И все же, говорит предание, когда они обнялись, Эсав не выдержал и впился зубами брату в горло. Но у Яакова оказалась шея из мрамора. Это было чудо. Эсав сломал об него зубы и заплакал, а окружающим казалось, что расчувствовался после долгой разлуки.

С тех пор не раз, опираясь на посох странника, еврей выходил навстречу народам мира, ведя за собой своих близких и не зная, что их ждет. Бывало, что Эсав терял разум, и тогда лилась кровь. Или Вс-вышний отводил его руку. Но так или иначе, мы снова и снова выходим на эту встречу. Так будет, пока, глядя на нас, народы мира не поймут, каким должен быть человек, сотворенный Б-гом.

Мир Торы.

Отрывок из книги «Странствия Боруха».


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.