Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Четверо называются злодеями — поднимающий руку на товарища, даже если и не ударил его, берущий в долг и не возвращающий, наглый, который не уважает того, кто больше его, и тот. кто участвует в раздорах.»Мидраш
Избранные комментарии рава Ш. Р. Гирша к стихам недельного раздела Торы

ГЛАВА 1

1. Вторая книга Пятикнижия (Шмот) завершается описанием строительства Святилища Закона. Третья книга (Ваикра) целиком посвящена нормам, которые устанавливает это Святилище для Израиля,символически, жертвоприношениями, а практически, законами, освящающими каждый аспект повседневной жизни. Таким образом, очерчивается идеал, который должен быть воплощен в реальность и каждым отдельным представителем народа, и всем народом в целом. Заключительная глава книги Ваикра рассказывает о приносимых в Святилище добровольных пожертвованиях, устанавливая юридические подробности, направляющие того, кто ощущает потребность выразить свое личное отношение к Святилищу символическим посвящением Святилищу своей личности или передачей в дар Святилищу личной собственности.

Теперь же эта четвертая книга возобновляет прерванное повествование. Она показывает нам отношение народа Израиля в его истинном виде к очерченному в третьей книге идеалу его призвания. Она начинается с повеления провести исчисление народа как   עדה     ("конгрегации" или "общины"), объединенной общим призванием и во имя общего призвания. Народ следует пересчитать в терминах его индивидуальных компонентов. Исчисление такого рода позволяет уяснить уполномоченным представителям народа, что общество не может существовать как абстрактная идея, но обретает свое истинное Бытие лишь через сумму своих компонентов. В то же время, каждому члену общества дают понять, что он лично "считается" важным составляющим этой суммы и что задача, стоящая перед народом в целом, требует, чтобы каждый из его представителей оставался верным своему долгу и целеустремленно преданным тому призванию, которое он разделяет со всеми остальными.

Третья книга завершается изложением процедуры перечисления владельцами своих стад с целью посвящения этих созданий Б-гу. Четвертая книга начинается с приказания пересчитать народ, если можно так выразиться, как стадо Б-жье для его Пастыря в соответствии с установленным Б-гом семейным и коленным распределением. Как и в случае с животными, каждый член народа в отдельности проходит ныне один за другим под посохом своего Пастыря, чтобы по праву быть сосчитанным в качестве члена Б-жьего стада.

במדבר סיני   – В ПУСТЫНЕ СИНАЙ. Выбор пустыни как места исчисления служит доказательством того, что это исчисление не было обусловлено экономической или политической целью, ибо ни экономика, ни политика не имеют отношения к жизни в пустыне. Конечно же, добавление слов "Синай" и "Шатер Собрания" сразу делает понятным, что это исчисление следовало осуществить ради служения Закону, дарованному на горе Синай, Закону, которому следует выказывать почтение в Шатре Собрания. Во-первых, сыны Израиля получили Закон на горе Синай. Затем, после греха золотого тельца, в первый день месяца нисана, Свидетельство Закона, данное им вторично, как залог того, что народ вновь вступил в завет с Б-гом, получило место обитания, символизирующее идеалы Закона. Ныне, в первый день месяца ияра, все колена, все семьи и всех мужчин нации предстояло пересчитать и сплотить вокруг Закона как его стражей и хранителей.

2. …Все колена и все семьи с их индивидуальными свойствами и чертами характера должны объединиться в выполнении той миссии, которая является общей для всех членов Дома Израиля, и в воспитании и обучении будущих поколений таким образом, чтобы они тоже могли употребить присущие им способности на выполнение предначертанной народу задачи. Вот почему сотни и тысячи членов Дома Израиля складываются в народ не как неорганизованное множество, но "по их семействам, по их отчему дому"; то есть как семейные группы, группирующиеся, в свою очередь, по коленам, к которым они принадлежат… В исчислениях    גולגולת   (   дословно "череп") употребляется как единица, представляющая конкретного физически присутствующего индивидуума. Способ счета собранных масс людей "по головам" был бы самым логичным. В иудаизме, однако, считают не по головам, а… полушекелями, которые вносит каждый из собравшихся.

3.  ОТ ДВАДЦАТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА И СТАРШЕ – ВСЕХ ВЫХОДЯЩИХ НА ОБЩИННУЮ СЛУЖБУ В ИЗРАИЛЕ. В Писании термин   צבא    не обязательно и не в первую очередь означает армию или службу в вооруженном "воинстве". В Бемидбар (4:3), Бемидбар (4:23), а также в других местах Писания он означает службу, исполняемую левитами в Мишкане. Стихи 24 и 14 в главе 8 также доказывают, что   צבא   обозначает любую группу людей, объединенных для общественной службы под командой более высокой власти, или службу, которую такие люди выполняют. В данном стихе термин    צבא   также не обязательно имеет значение военной службы. Скорее он обозначает всякого, кто обязан отказаться от личной жизни и нести общественную службу, когда это требуется, и, следовательно, всякого, на которого общество может возложить заботу о своих интересах...

48. ... Во время самого первого отступления от Закона, когда народ, не сумев понять "дарованный" характер этого Закона, приступил к изготовлению для себя Б-жественного "образа Моше", одно колено осталось верным Б-гу и Его Закону, защищая неприкосновенность Закона от остального народа и даже от собственной родни. Как хранители этого Закона, колено Леви было отделено от остального народа. Левиты принадлежали не "обществу", но единственно "Свидетельству", которое нужно было сохранять как животворную силу, суверенно правящую обществом. По этой причине, как уже говорилось в предыдущем стихе и как мы подробнее объясним в следующих стихах, колено Леви не было сосчитано "среди сынов Израиля"...

15.  ПОДСЧИТАЙ. Колено Леви представляет весь Дом Израиля; подобно Дому Израилеву оно также делится на группы. Сыновья Яакова образовывали колена в соответствии с "отеческим домом", а их сыновья, в свою очередь, образовывали семейные ветви. Таким образом, народ поделился на колена (Реувен, Шимон, Леви и так далее) по сыновьям Яакова, а эти колена, в свою очередь, делились на семьи ханохитов и палуитов (см. Бемидбар 26:5 и далее) по сыновьям этих сыновей. Точно так же три сына Леви, Гершон, Кеhат и Мерари, образовали три "отцовских дома" левитов, а их сыновья, Ливни, Шимми и так далее, образовали семьи левитов.

ОТ ОДНОГО МЕСЯЦА И СТАРШЕ – ПЕРЕСЧИТАЙ ИХ. То, что левитов следовало пересчитывать с самого раннего детства, то есть с того возраста, когда они, если можно так выразиться, доказали свою жизнеспособность, видимо показывает, что их призвание влечет за собой больше, чем просто исполнение перечисленных в этом тексте обязанностей в Святилище. Их забота о Святилище и его охрана во время стоянок и на переходах может быть лишь логическим следствием и практическим выражением идеальных понятий, присущих их призванию. Ибо (как мы увидим в гл.4) их нужно пересчитывать вновь, когда они фактически поступают на службу, то есть по достижении тридцатилетнего возраста. Следовательно, тот факт, что их впервые пересчитывают в младенчестве, должен наводить на мысль о призвании более высоком, чем эта практическая служба, о цели, которой они, возможно, в состоянии служить уже в раннем возрасте, но для которой тем не менее индивидуума необходимо готовить с самого раннего детства и отрочества. Мы знаем, что фактически левитов предназначали на службу не только в качестве хранителей и защитников физически существующего Обиталища Закона, воплощенного в дереве и золоте, в виссоне и пурпуре, но и как хранителей, распространителей и защитников самого Закона и его соблюдения. Таким образом, они служили тому, что способствовали воплощению в жизнь народа идеалов миссии этого народа, которая выражена в Обители Закона, порученной их физической заботе (см. благословение Моше колену Леви, Дварим 33:9-11). Это общее для всех левитов призвание возлагается на каждого левита мужского пола со второго месяца его жизни, и его подготовка к этому должна начинаться с того момента, когда он впервые осознает свое окружение.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.