Темы: Хасидские рассказы, Душа, Гостеприимство
Однажды зимой к ребе из Ведислава, отцу пятилетнего Симхи Бунима, пришла целая делегация учёных раввинов. Ребе подал гостям пищу, усадил их за стол и, когда они начали трапезу, обратился к сыну:
— Симха, пойди-ка подыщи новое толкование законов гостеприимства, чтобы было что рассказать нашим гостям.
Мальчик встал из-за стола и вышел в соседнюю комнату. Несколько минут спустя он вернулся. Гостей изумило его быстрое возвращение. Действительно, Симха Буним проявлял недюжинные способности при изучении Торы , но все полагали, что даже ему не под силу найти новое и неожиданное толкование законов гостеприимства в столь короткий срок. Однако отец приветливо улыбнулся мальчику и спросил:
— Итак, сынок, ты нашёл новое толкование Торы?
Симха сказал, что да, нашёл, и что он с удовольствием поделится им после того, как гости закончат трапезу. Когда все насытились, ребе опять повернулся к сыну.
— Мне нечего сказать, папа, — произнёс мальчик, — но я хотел бы кое-что вам показать.
Отец и его гости ожидали нового толкования Закона, и теперь они были несколько озадачены. Симха сказал:
— Ну, пойдёмте же, и я вам всё покажу.
Собравшиеся отправились вслед за ним в соседнюю комнату. И там все действительно увидели его интерпретацию гостеприимства: мальчик застелил каждому из гостей постель; на кроватях лежали взбитые подушки и аккуратно свёрнутые одеяла.
— И что же нового в твоём толковании, малыш? — спросил один из гостей.
— При всём моем уважении к вам, Учитель, — ответил Симха Бунем, — если бы я обеспечил вас просто новыми словами, вы бы отдохнули только в своём воображении.
Комментарий Рами Шапиро
Хасиды говорят о трёх облачениях души, благодаря которым Б-жественное нисходит в мир. Мы воспринимаем эти облачения как мысль, слово и деяние. Мысль влечёт за собой слово, в свою очередь слово влечёт за собой деяние. Качество каждого из облачений зависит от чистоты того, что ему предшествует. Таким образом, в конечном итоге всё определяется качеством мысли.
Все три облачения даются человеку от рождения. Вначале они чисты, но со временем их пятнает эгоизм, и тогда они нуждаются в чистке. Ты начинаешь думать только о себе, говоришь только о своих потребностях, твои действия направлены на удовлетворение собственных нужд за счёт эксплуатации других людей. Цель духовной практики — очищение облачений души.
С чего начать? Поскольку мысль — основа, можно предположить, что начинать нужно именно с неё. Но это всё равно что мыть окно грязной водой — только размажешь грязь по стеклу. Чтобы действительно очистить мысль, нужно не думать, а действовать. Именно это инстинктивно понимал Симха Буним и должны понять мы. Если хочешь познать Б-га, начни в своих действиях подражать Ему, сообразуя их с Б-жественными справедливостью и милосердием.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?