Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Служение Б-гу возможно только после того, как человек убьёт в себе вожделения и удовольствия этого мира, и это называется “ненавидящий корысть”»Виленский Гаон, Эвен Шлема 2, 9
Византийская империя и движение Ренессанс. Книгопечатание и его влияние. Открытие Америки.

Византийская империя и движение Ренессанс

В 5213 (1453) году от сотворения мира туркам удалось захватить и уничтожить Восточную Римскую империю, которая пала подобно тому, как за тысячу лет до этого пала ее западная сестра. Так, спустя почти сто лет после своего появления на Балканском полуострове, турки наконец одолели Византию и на ее развалинах установили новое государство, распространившееся на всю Юго-Восточную Европу и внушавшее страх христианскому миру на протяжении следующих двух столетий.

В результате турецкого вторжения и особенно после падения Византии множество греческих ученых покинули родину и нашли прибежище в Италии. Они привезли с собой старые греческие книги, которые западно-европейским ученым до тех пор были знакомы только по немногим и очень неточным латинским переводам. Греческие книги, стимулируя развитие классической культуры, оказали огромное влияние на подъем культуры в Италии. До тех пор в движении Ренессанса участвовал узкий круг ученых, черпавших свои взгляды из латинских книг. Изучение оригинальных греческих произведений дало толчок новому подъему движения Ренессанса, так что в течение буквально нескольких лет возродилась и окрепла интеллектуальная жизнь страны.

Из Италии ростки греческой культуры пробились в Западную и Центральную Европу. Среди ученых приобрели популярность гуманистические идеи. Опора на внутреннюю свободу человека, распространение научных знаний, отказ от догм католической церкви должны были, по мнению гуманистов, неминуемо привести человечество к Золотому веку.

Но новые веяния, охватившие Европу, не изменили положения еврейской общины. Большинство правительств и христианские массы продолжали преследовать евреев вопреки призывам наиболее просвещенных гуманистов. Вместе с тем, сильное влияние на взгляды передовых людей оказало общение с еврейскими учеными, начавшееся с уроков древне-еврейского языка. Уважение к святому языку, стремление нееврейских ученых к еврейским знаниям, почитание учителей-евреев учениками-католиками привело к некоторому спаду очередной волны антисемитизма.

Книгопечатание и его влияние

Одним из факторов, наиболее сильно повлиявших на изменение лица Европы в новое время, было изобретение книгопечатания Гуттенбергом. До тех пор книги распространялись в рукописных копиях. Цена книг была необычайно велика, и только состоятельные люди могли позволить себе роскошь обзаводиться библиотеками. Бедняку было очень тяжело купить книгу, а автору — не менее тяжело ее продать. Многие книги, не найдя своего читателя, канули в Лету.

С изобретением печатного станка упала цена на книги. Увеличилось число и читателей, и писателей. Новые идеи молниеносно распространились по Западной и Центральной Европе и привели к некоторому изменению общественных взглядов.

С началом книгопечатания католическое духовенство, до сих пор монопольно владевшее библиотеками, перестало быть единственным носителем культуры. Всякое же ослабление позиции католических священников способствовало облегчению положения евреев.

Для евреев книгопечатание имело особую ценность. Многие ешивы ранее не имели возможности предоставить необходимую каждому ученику полную рукопись Талмуда. Поэтому из-за недостатка или отсутствия книг многие ешивы закрывались (подобно большому числу французских ешив, закрывшихся после сожжения в Париже конфискованных рукописей Талмуда).

Изобретение Гуттенберга положило конец книжному дефициту. И отныне даже во времена особенных гонений книжные аутодафе перестали достигать своей цели: всегда сохранялись отдельные экземпляры святых книг, с которых печатали новые издания. Книгопечатание стремительно сокращало расстояния. Если раньше нужны были долгие годы, чтобы книга добралась до отдаленных стран рассеяния, то теперь все новые и новые издания в считанные месяцы пересекали границы огромного мира диаспоры.

Открытие Америки

После захвата Балканского полуострова турками торговые пути в страны Востока оказались перекрытыми. Европейские купцы начали поиски новых дорог. Испанские и португальские мореплаватели совершили ряд смелых путешествий, приведших к открытию американского континента, морских путей в Индию и Китай (через мыс Доброй Надежды и через мыс Горн).

Географические открытия расширили кругозор европейцев, познакомили их с новыми странами, обычаями других народов. Международная торговля, которая до этого ограничивалась странами Средиземноморья, распространилась по всему свету.

Прогресс в различных областях науки, открытие новых земель, расширение возможностей человечества постепенно подготавливали переворот в мировоззрении европейцев. Неимоверно возросла гордыня человечества. Люди стали смотреть с пренебрежением на предыдущие поколения, осуждая пространственную и духовную ограниченность своих предков. Устои морали и религии были поколеблены.

В конце концов Испании и Португалии удалось покорить всю Юж ную Америку и завладеть золотом ацтеков и инков. Но эти награблен ные сокровища оказались проклятыми. Чужеземное богатство развратило испанцев, приучило их к излишествам, что и привело к падению Испании.

печатается с разрешения издательства Швут Ами


Письменная Тора — тексты священных писаний. Разберемся, что входит в Письменную Тору, кроме Пятикнижия Моисея (Хумаша). Читать дальше

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

История еврейского народа 55. Караимский раскол

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Откуда мы знаем о Синайском Откровении?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.