Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О заповеди уважения к родителям

В наше время пожилых родителей нередко отправляют в дом престарелых. Такое решение, принятое молодой семьей, весьма распространенное явление. Часто это бывает против воли родителей. В лучшем случае они с горьким вздохом «осознают», что «обременять молодых нехорошо». Нетрудно догадаться, что даже для самых «сознательных» пап и мам этот переезд очень нежелателен. Как же должна поступать молодая семья, когда содержать пожилых родителей становится непросто?

Конкретного ответа мы давать не будем. Закон Торы подразумевает определенные ситуации, когда дети имеют право переложить заботу о родителях на других, поэтому каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно. Попробуем лишь понять подход к решению этого сложного вопроса, пользуясь нашими древними источниками.

Одна из заповедей Торы — «почитание отца и матери». В главе «Итро» книги «Шмот» Тора провозглашает: «Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле, которую Б-г, Всесильный твой дает тебе». Творец этого мира не просто повелевает исполнять эту заповедь, Он также обещает продлить годы жизни каждого, кто серьезно относится к ее исполнению. В своем комментарии на этот отрывок выдающийся РАШИ (Рабейну Шломо Ицхаки (1040 — 1105 г.г.) говорит, что в той же мере как при почитании родителей Вс-вышний увеличивает годы жизни, так же в случае плохого отношения к ним, сокращает. Кроме этого, утверждает «Пеле Йоэц» (Рабби Элиэзер Папо), как ты поступаешь со своими родителями, того же ожидай и от своих детей по отношению к тебе.

Первым примером проявления бережного отношения к чести и достоинству отца служит поведение сыновей Ноаха Шема и Йефета, которые, закрывая наготу отца одеждой, приблизились, повернувшись спиной. Они поступили так, чтобы даже в мыслях не допустить пренебрежения по отношению к родителю (см. Брейшит 9:23).

Кстати сам Ноах — единственный праведник, спасшийся со своей семьей от потопа — был спасен Вс-вышним именно в заслугу этой заповеди. Древняя книга «Тана двей Элиягу» говорит о том, что сын первого человека Шет, заботился о своем отце Адаме. Сын Шета Энош в свою очередь помогал своему отцу. Когда же попросили Эноша, чтобы он позаботился также о своем дедушке, он мягко отказался, мотивируя свой отказ тем, что о дедушке он заботиться не обязан. Сын Эноша Кейнан тоже кормил и содержал своего отца, а о дедушке Шете печься не пожелал. Так же вели себя несколько следующих поколений до Ноаха (от Адама до Ноаха — 10 поколений), который принял на себя заботу о всех своих дедушках и прадедушках, доживших до той поры. (А тогда, как известно, жили до 900 лет и больше). Праведные дела Ноаха оценил Вс-вышний, который спас именно его семью от потопа. Когда современники Ноаха должны были погибнуть за свои грехи, именно Ноаху сказал Творец: «Войди ты со своим семейством в ковчег, ибо тебя увидел я праведным предо мной в этом поколении». (Брейшит 7:1).

О том насколько велика плата за выполнение заповеди о почитании родителей повествует также мидраш «Асерет адиброт». В нем рассказывается о раби Еошуа бен Элем — знаменитом мудреце древней эпохи. Однажды во сне он услышал: «Радуйся, что ты и Нанас-мясник рядом будете в Ган Эден (будущем мире), и твоя доля будет равна его доле». Раби Еошуа очень встревожился: «Горе мне. С раннего детства я занимаюсь служением Творцу и непрерывно учу Тору. Не проходил и двух метров без тфилин и цицит, поставил на ноги 80 учеников, и приравнивают мои поступки с поступками Нанаса-мясника?!» Тут же объявил раби Еошуа ученикам, что не войдет в Бейт Мидраш (место, где учат и преподают Тору), пока не узнает, кто такой Нанас-мясник. Он отправился в путь, шел из города в город, всюду расспрашивая о Нанасе-мяснике, пока, наконец, не обнаружил его местечко. Жители небольшого селения недоумевали — зачем великому праведнику понадобился этот простолюдин. Нанас тоже никак не хотел верить, что сам раби Еошуа бен Элем им интересуется. Но однажды мудрец постучал в дверь мясника. Нанас, увидев его, в страхе упал на колени:

— Чем я удостоился вашего посещения, Венец Израиля?

— Расскажи мне, чем ты занимаешься? — спросил раби Еошуа.

— Я простой мясник. Есть у меня старенькие папа с мамой, которые уже не в силах стоять на ногах. Изо дня в день я их одеваю, кормлю и омываю…

Встал раби Еошуа, поцеловал мясника и воскликнул:

— Счастлива моя доля, что заслужил я быть с тобой рядом в Ган Эден!

Само собой большая плата за заповеди не является основной причиной их исполнения. Тот союз, который был заключен между Вс-вышним и евреями при получении Торы, подразумевает безоговорочное исполнение тех обязательств, которые евреи на себя приняли. Вместе с тем важно осмыслить каждую заповедь Торы и уже то, что за соблюдение конкретной заповеди Творец установил высокую плату, говорит нам, что она особенно важна.

Автор книги «Хинух», имя которого неизвестно, утверждает, что из повеления почитать родителей мы учим насколько необходимо каждому из нас работать над качеством элементарной благодарности и, в частности, быть признательными тому, кто помог нам появиться на свет и вложил много сил, чтобы поставить нас на ноги. Тот, у кого есть это качество, может в дальнейшем достичь больших высот в служении Вс-вышнему, так как такой человек осознает, что и Творцу он многим обязан. Неблагодарный же кроме собственного «я» никого не видит. Для такого не существует ни родителей, ни Вс-вышнего. Все, что мешает личному комфорту, не вписывается в его жизненную программу.

Изменить окружающий нас мир мы не беремся, однако исправить самих себя, быть более чуткими к другим людям и тем более к тем, которым мы многим обязаны, каждому по силам.

Статья была опубликована в журнале «Мир Торы»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.