Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава из книги Эзры Ховкина «Странствия Боруха».

 Сынок, ты много раз бывал в синагоге и, наверное, заметил, что есть два вида нищих. Одни вытягивают лодочкой руку и начинают жадно просить, не дожидаясь, пока ты полезешь в карман. Другие сидят молча и серьезно. Если их заметят и дадут цдаку, они спокойно поблагодарят. Если нет — промолчат. Они понимают, что быть еврейским нищим — это работа, о которой немало сказано в нашем законе. У нищего, например, есть обязанности. Он должен отложить десятую часть своих денег и дать ее другому нищему, которому не так повезло. У него есть и права. В любой еврейской общине его должны дважды покормить в будние дни и три раза — в субботу. Но главная работа нищего — бродить по свету и проверять, не зачерствело ли сердце еврея. Тот, кто забыл, что есть такая заповедь — цдака, похож на могучий поезд, который мчится навстречу аварии. Однако есть надежда. На каждой станции имеется путевой обходчик, который день за днем идет по насыпи, проверяя путь. В случае чего он махнет флажком машинисту, и тот вовремя выпустит пар. Так же и наши нищие — идут навстречу энергичным людям, которые торгуют, строят, дают ссуды. А нищие протягивают руку, словно машут флажком, чтобы еврей остановился и вспомнил. Чтобы он сбросил пар и спросил себя: «А похож ли я на еврея?..»
Эта работа была такой важной, что один богач тоже решил заняться ею. Звали его Рафаэль-Шломо. Как и его брат Шолом-Шахнэ, Рафаэль-Шломо любил вечером, покончив с делами, бродить по кварталам Вильны. Но если Шолом-Шахнэ раздавал деньги, то Рафаэль-Шломо их собирал.
Как это делалось? Представь, сынок, что ты купец. Спозаранку отправился закупать товар, потом открыл магазин, и весь день в нем толпились покупатели. С одними ты обменивался приветствиями, за другими следил, чтобы они не положили себе что-нибудь в карман ненароком. Торговался? Конечно. Глупо продавать себе в убыток, но и нельзя назначить такую несусветную цену, из-за которой товар будет вечно лежать на полке. Словом, весь день суета и нервы. Потом ты повесил на дверь тяжелый замок, и пошел в синагогу молиться Минхо. Потом с другими евреями вы сидели за длинным столом, раскрыв огромные страницы Талмуда, и, борясь с дремотой и усталостью, ты морщил лоб, стараясь понять ход рассуждений. И вот зажглись на небе три звезды, приказывая евреям читать Маарив, вечернюю молитву. Помолились и стали расходиться.
«А гутэ нахт! А гутэ нахт!» «А гутэ нахт!» — звучало на крыльце. Евреи желали друг другу доброй ночи. Наконец ты дома за накрытым столом. Жена хлопочет, расставляя блюда. Дети шумят, а у тебя нет сил даже прикрикнуть на них построже. Усталость и покой тяжелым теплом сковывают тело. И вдруг стук в дверь.
— Кто там? — кричишь ты.
— Гиб мир а недовэ! Пожертвуйте что-нибудь! — раздается с улицы.
Ты велишь жене открыть, и вот вместе с ветром и дождем порог твоего жилища переступает известный богач Рафаэль-Шломо с протянутой рукой. Сначала ты не веришь своим глазам, потом думаешь, что богач спятил. Но он спокойно и серьезно говорит:
— Забудь, что я богатый Рафаэль-Шломо! Представь, что я бедняк, который нуждается в твоей помощи. Дай ему столько, на сколько хватит сил. И пусть Вс-вышний наградит тебя за щедрость!
Сынок, ты чувствуешь неловкость и беспокойство. Известно, что этот чудак каждый вечер отправляется собирать деньги для бедняков и вот, наконец, навестил твое жилище. Для бедняков это хорошо: им не придется, подавив гордость, просить о помощи, потому что она придет к ним сама. А вот людям состоятельным приходится чесать затылок: мало не дашь, стыдно, а много жалко, да и все равно не переплюнешь богача. И вот, копаясь в кошельке, ты, сынок, бормочешь:
— Сейчас, сейчас, реб Рафаэль. . . Вообще, дела идут не так уж хорошо, цену на сукно опять пришлось сбросить. А потом, скажите, зачем так мучиться? Я дам всего несколько монет, а вы ради этого тратите целый час, вместо того, чтобы провести его с семьей...
Богач махнет рукой:
— Не берите в голову, реб Менахем. У цдаки другой счет: ценится не то, сколько человек дает, а сколько он от себя отрывает. Поэтому ваше серебро для Творца может быть дороже, чем мое золото. Но я тоже не прогадал. Говорится, что тот, кто собирает цдаку у других, получит награду больше тех, кто дает ее. Так что все в порядке!
Сынок, ты дал ему больше, чем хотел сначала. Богач пожал тебе руку и скрылся за дверью. А ты остался сидеть у стола, подперев подбородок рукой и думая о том, сколько домов обойдет сегодня Рафаэль-Шломо. В городе ему дали прозвище Богатый Нищий. Мне кажется, что этот нищий истоптал во время своих прогулок больше сапог, чем все городские бедняки вместе взятые!
Но самое интересное начиналось потом. Придя домой, он внимательно считал выручку и прибавлял к ней из своего кармана ровно столько, сколько дали все остальные. Таким образом, собранная сумма удваивалась.
А еще интересней было дальше. С потяжелевшим кошельком Рафаэль-Шломо шел к своей матери, Саре. Он говорил ей, сколько там денег, и она добавляла такую же сумму из своих. Цдака увеличивалась в четыре раза!
Выезжали казаки на лихих лошадях, чтобы саблей-пикой добыть русскому царю город Вильну. Их встречали паны в блестящей броне, с перьями на шапках. И литовцы тоже были не прочь завоевать его, и немцы никогда о нем не забывали. Но мне кажется, сыночек, что все-таки этот город был наш, потому что такие люди, как Рафаэль-Шломо вымостили его своей добротой.
Прошло много лет. Богатый Нищий состарился. Сердце по-прежнему горело желанием помочь беднякам. А вот ногам стало трудно взбираться по узким лестницам. Тогда он собрал семь самых богатых людей Вильны и сказал, что продаст звание Богатого Нищего тому из них, кто заплатит больше остальных. Конечно, эти деньги тоже пойдут в цдаку. Богачи стали торговаться. Один называл круглую сумму, другой прибавлял, а третий давал еще больше. Они бились за право бродить вечерами по улицам под дождем, нащупывая в темноте ногой скользкий камень. Наконец богачи порешили поделить титул и расходы поровну.
Итак, все пошло по-прежнему. Тогда, в той жизни, ты, усталый, садился вечером за стол, и снова стук в дверь.
- Кто там?

- Богатый Нищий...
Эх, красивый был город Вильна, красивые люди жили в нем. Литваки, народ высшей пробы...

из журнала "Мир Торы", Москва. тел. 741-79-05