Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Об аспектах внутреннего управления Творца сотворенным миром. Все аспекты жизни человека устанавливаются в его судьбе (мазале), еще до его создания.

Предисловие

В первом эссе мы занимались деталями управления провидения Суда. Нам прояснилась прямота управления Всевышнего над мировым порядком, и Его индивидуального провидения над человеком на всех уровнях. Все это относится к управлению Суда, относящемуся к качеству Малхут. В данном эссе мы займемся другим управлением провидения, — управлением провидения Единства.

Рамхаль в своей книге Даат Твунот подробно объясняет замечательное раскрытие одной из тайн Торы, о внутреннем управлении, которое является основным в управлении мирозданием и приведении его к исправлению и предназначении. Речь идет об Управлении Единства. Когда мы уясним себе эти основы, нам станут ясны широкие понятия в Провидении и придут ответы на многие сложные вопросы, а сомнения разрешатся.

Данный вопрос делится на два аспекта: провидение до рождения человека — это судьба во всех ее проявлениях. В этой части провидения вообще нет места провидению Суда. И второй аспект — надзор над деяниями человека после его рождения. Здесь действуют два управления одновременно: «Здесь мы находим два вида провидения: провидение награды и наказания, и провидение власти и Единства, и двумя этими путями Всевышний всегда надзирает над Своими творениями. Ведь Он надзирает через управление Суда, чтобы постоянно судить за каждое деяние, и надзирает управлением Власти, дабы Своей силой и всемогуществом давать существование мирозданию, чтобы оно не разрушилось из-за злодейских деяний сынов человеческих» (Рамхаль, Путь Творца, ч. 2 гл. 8).

Прежде чем человек родится

«Тот ангел, что назначен над беременностью, Лайла — имя его, и берет каплю, и ставит ее перед Всевышним и говорит перед Ним: Властелин мира, с этой каплей что будет? Сильный или слабый, мудрый или глупый, богатый или бедный; но праведник или злодей — не говорит, по словам раби Ханины: “Все в руках Небес кроме страха перед Небесами”» (Нида 16).

Все аспекты жизни человека устанавливаются в его судьбе (мазале), еще до его создания. «Все зависит от мазаля (судьбы(Зоар). Мазаль происходит от корня нозель, течь — это воздействие постановлений Всевышнего, спускающихся свыше вне связи с деяниями человека: «Но поскольку правосудие в руках Всесильного, впоследствии праведники должны получить награду — и тот праведник, которому были суждены страдания в этом мире, получит награду и за свои добрые дела, и за страдания, которые он терпел. Именно этот образ правления, который не связан с наградой и наказанием [в этом мире], а связан с тем, что необходимо миру в соответствии с его сущностью, мудрецы назвали мазаль [судьба]. Смысл этого — установление [судьба], не зависящее от выбора человека и его заслуг» (Даат Твунот, 168).

Это глава высшего скрытого управления, и не в силах человека познать детали ее причин, — почему одному человеку даны эти испытания, а другому — иные. Об этом сказал Всевышний Моше: «Не сможешь ты увидеть Моего лица». Но в общем виде наши учителя раскрыли нам данный вопрос, и то что мы можем понять — должны постараться понять, как писал Рамхаль:

«У этого явления есть граница, до которой мы сможем его понять, а после нее прекратим исследование. Того, что я сообщу тебе, будет достаточно, дабы понять, что явление это справедливо, а о том, что невозможно познать, не спрашивай. Однако знай — даже то, что недоступно для постижения, не наносит ущерба нашей вере и не искажает знание. Ты своими глазами увидишь, что это не что иное как дополнительное знание, совсем не обязательное для нас. Однако объяснения, необходимые для успокоения сердца и прояснения веры, у нас есть в достатке. Не сделает Всевышний вещи, из-за которой сыны человеческие запутаются в вере и на которую не найдут ответа, поэтому и сказано (Дварим 4:39): “И узнаешь ты сегодня и примешь сердцем своим, что Господь — это Бог”» (Даат Твунот, 164).

Цель Творения — раскрытие единства Творца

Мы объяснили, что цель творения — раскрытие единства Всевышнего. Это раскрытие возможно только через сотворение зла и придания ему возможности усилиться до самого порога уничтожения мироздания, и тогда раскроется обратное: что весь этот процесс имел своей целью привести абсолютное благо. Это свет, который прорвется из тьмы, и раскроет, что все круговороты событий в мире имели своей целью привести к полному воздаянию блага, и откроется единовластие Творца, и «будет Господь один и имя Его одно» — полное раскрытие единства Всевышнего.

Как объясняется в Гемаре:

«И будет Господь царем над всей землей, в тот день будет Господь один и имя Его одно» — а что, сегодня Он не один?! Сказал раби Аха бар Ханина: не подобен наш мир грядущему миру; в нашем мире, услышав хорошие вести, человек говорит: «Благословен Благой и воздающий добро», а услышав плохие вести — говорит: «Благословен праведный Судия». (В этом мире существует зло, и оно скрывает волю Всевышнего — Его желание полного воздаяния блага). В Грядущем мире — всегда говорят: «Благословен Благой и воздающий добро» (зло перестанет существовать и раскроется задним числом, что все привело к полному воздаянию блага).

«И имя Его одно» — что значит одно? Разве сейчас Его имя не одно? Сказал рав Нахман бар Ицхак: не подобен наш мир грядущему миру; в нашем мире Имя пишется йуд-кей, а читается алеф-далет (четырехбуквенное имя Авайе, корень всех Его имен и раскрытия Его воли, — есть имя милосердия, но оно скрыто в нашем мире, и произносится как А-донай (Господь), что указывает на управление власти и суда — именно оно действует в нашем мире). А в Грядущем мире — все одно, читается йуд-кей и пишется йуд-кей (это управление Грядущего мира, когда

раскроется воля к воздаянию добра в ее полноте).


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше