Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Две притчи на тему недельной главы. Богач и повариха.

Притча.

Один богач устроил большой пир. Он дал поварихе продукты, чтобы она забрала их к себе домой, и приготовила все, что надо, а перед пиром он собирался послать к ней слуг, чтобы забрать готовую еду. А так ведется у поварих, что они готовят медленно. Так поступила и эта повариха, ведь пока продукты у нее, она могла тоже их кушать, и тайком брать своим детям. Затем, ей нужно было выйти на час-другой, и она оставила свою маленькую дочку следить за готовящейся едой. Девочка хотела показать матери, что она расторопна, пошла набрала дров, разожгла огонь побольше, и еда приготовилась быстро. Пришли слуги, и забрали всю еду в дом богача на пир. Тут вернулась повариха. Увидела, что сделала дочь, и рассердилась на нее: «Зачем ты поторопилась с приготовлением еды?! Я хотела немного забрать, да и тебе дать поесть от этих блюд! А теперь ни мне, ни тебе ничего не осталось!» Смысл этой притчи в том, что Всевышний послал еврейский народ в Египет, чтобы они достигли там духовного уровня, необходимого для получения Торы. Пока евреи там находились, ради них в стране было благословение. Всевышний сказал Аврааму: «…И будут порабощать и угнетать их четыреста лет»[1], так как это был тот срок, который требовался для подготовки народа к дарованию Торы. Но нечестивец фараон очень тяжко угнетал евреев, из-за чего евреи оказались готовыми к получению Торы на 190 лет раньше этого срока, как сказано в Мидраше[2]: Сказал Моше: «Владыка мира! Ты сказал, что мы должны быть порабощены 400 лет, неужели это время еще не истекло?» (не количеством, но качеством — прим.) Ответил Всевышний: «Оно уже истекло». Этим египтяне навредили сами себе, ведь из-за того, что евреи оказались готовы к выходу из Египта раньше, их изобилие и удача также прекратились раньше, чем изначально предполагалось. И это то, что сказали египтяне: — «Что мы сделали, отпустив Израиль от служения нам». То есть, причиной того, что евреи вышли раньше срока из Египта, были сами египтяне, которые очень тяжело их угнетали.

Сказано в Ялкут Шимони[3] [4]: «…И не повел их Б-г дорогой земли (дерех эрец) (плиштим).»98 (словосочетание дерех эрец являются также термином, обозначающим, среди прочего, естественный ход событий. Именно так Ялкут трактует эти слова здесь, то есть: «И не повел их Б-г естественным путем» — прим.). Естественный ход событий, это когда вода льется с небес, а хлеб произрастает из земли. Но когда евреи вышли из Египта, Всевышний сделал наоборот: хлеб Он посылал им с небес, как сказано: «Вот Я сыплю на вас хлеб с небес», а воду давал им из земли, как сказано: «Тогда запел Израиль эту песнь: “Поднимись, колодец.”». Мы знаем, что Всевышний ведет нас двумя путями — естественным путем и путем чудес. Когда наш народ находился на своей земле, Он вел нас естественным путем. У нас был Храм и жертвоприношения, и служба в нем вызывала благо с Небес. Это было похоже на то, как отец дает взрослому сыну некоторую сумму денег, и указывает ему как их лучше вложить, чтобы получать прибыль. Но до того, как привел нас Всевышний в наш надел, он вел нас путем чудес, и были мы как маленький ребенок, который ест с отцовского стола, и отец заботится обо всех его нуждах. У нас еще не было чем служить Ему, и как заботиться о своем пропитании. А мы знаем, что путем чудес нас ведут только тогда, когда нет никакой возможности справиться естественным путем. Рассказывается[5], что у одного человека умерла жена, оставив младенца. У него не было денег, чтобы нанять малышу кормилицу, и ему было сделано чудо: у него в груди появилось молоко, и он мог сам его вскармливать. Сказал рабби Йосеф: «Как велик этот человек, ведь ему было сотворено такое чудо!» Сказал Абайе: «Наоборот, это указывает на его низменное положение! Пришлось менять ради него законы природы!» Этот диспут выглядит странно, ведь приводятся два совершенно противоположных мнения. Можно разъяснить это с помощью притчи.

Притча.

Один ресторан считался самым лучшим в городе, и в нем подавали разные изысканные блюда вельможам и царским особам, которые останавливались там. При этом посетителей развлекал оркестр. Посетители должны были платить несколько серебряных монет за свое пребывание там. Однажды в городе заметили, что один торговец тоже посетил этот ресторан. Люди удивлялись: откуда у него деньги? Один человек сказал: «Я уже в течение месяца вижу, что он ходит туда утром и вечером, и проводит там несколько часов». Все были поражены: насколько же он богат, если может позволить себе такие траты! Но тут один человек сказал: «Насколько же он беден!» Люди посмотрели на него с недоумением: ведь если бы он был беден, не стал бы ходить в такой дорогой ресторан. Тогда он пояснил свои слова: «Вы правы, до сих пор он был богат. Но теперь он разорится из-за того, что так тратится!» Эта притча иллюстрирует слова Абайе. Он тоже считал, что раз этому человеку сделали такое чудо, значит, он праведен. Но при этом он сказал: «…это указывает на его низменное положение», ведь теперь он станет беден заслугами, так как для того, чтобы сделать человеку чудо, у него забирают часть заслуг. И теперь, когда мы находимся в изгнании, и нет у нас наших «инструментов» служения Творцу, мы не можем существовать естественным путем. Всевышний, в своем великом милосердии, ведет нас путем чудес, как делал это до того, как мы вошли в землю Израиля. Если бы избавление пришло в назначенный срок, то мы сразу попали бы в землю Израиля и существовали бы естественным путем. Но так как из-за страданий, наш народ был избавлен из Египта раньше срока, и не мог пока войти в землю Израиля, то получилось, что мы вышли из Египта, но не пришли в землю Израиля, а вынуждены были находится в ненаселенном месте, в пустыне. А там Всевышнему надо было вести нас путем чудес, так как не было у нас возможности выжить естественным путем. И это то, что сказано: «И было, когда отпустил фараон народ…» — избавление из Египта произошло не потому, что пришло время, а потому, что фараон слишком притеснял еврейский народ, и Всевышнему пришлось вывести их раньше. А потому «И не повел их Б-г дорогой земли (плиштим)» — естественным путем, как сказано в Ялкут.


[1] Берешит 15:13

[2] Мидраш Шир а-Ширим Раба 15

[3] пункт 226

[4] Шмот 13:17

[5] Шабат 53

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.