Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Освященный всегда приобщен к Всевышнему, и его душа обитает меж истинными духовными материями, любовью к Создателю и страхом пред Ним

Возвышение помощников совершенного человека

Нам представляется, что объяснение следующее. Рамбам не имеет в виду только пользу для праведника. В этом самом содержится исправление остальных созданий, будучи помощниками праведника они исправляются сами. Так объясняет Рамхаль в начале своей книги «Путь праведных» обязанности человека в мире:

«Углубляясь далее в данный вопрос, ты увидишь, что мир создан на пользу человека. Но, тем не менее, этот мир стоит в неустойчивом равновесии. Потому что, если человек стремится за миром и удаляется от Создателя, он вредит самому себе и разрушает мир вместе с собой. А если человек владеет собой и приближается к Создателю, пользуясь миром как вспомогательным средством в служении Создателю, — он возносит себя и весь мир с собою. Ибо великое возвышение для всего сотворенного состоит в том, чтобы служить совершенному человеку, который освящен Всевышним, подобно тому, что сказали мудрецы (Хагига 12а) о свете, который Всевышний сохранил для праведников. Вот их слова: “И поскольку свет увидел, что Всевышний сохранил его для праведников, возрадовался, как сказано (Мишлей 13:9): Свет праведников возрадуется”. И о “камнях того места”, которые взял Яаков и положил в изголовье, сказали (Хулин 916): “Сказал р. Ицхак: это учит, что все они собрались в одно место, и каждый из них говорил: “На меня положит праведник свою голову””».

А в конце книги, в объяснении качества святости, вершины ступеней возвышения, он описывает уровень святого человека:

«Освященный же всегда приобщен к Всевышнему, и его душа обитает меж истинными духовными материями, любовью к Создателю и страхом пред Ним.

Он как бы обретается в “землях живых”, еще пребывая в этом мире. Такой человек сам по себе подобен Храму и жертвеннику, как сказали мудрецы (Берешит Раба 2:6): “И Всевышний поднялся от него” — праотцы и есть суть Меркавы… Ибо Всевышний — среди них, как было в Храме. И еда, которую они едят, подобна жертве, которая поднимается на огонь жертвенника. Потому что великим возвышением считалось то, что приносилось на жертвенник, ибо было принесено пред Всевышним. И это был такой почет для приносимого в жертву, что все подобное ему благословлялось во всем мире. Как сказали мудрецы в Мидраше: “Пища и питье, которые ест и пьет освященный, — оказание почета той пище и тому питью, которые подобны принесенным на жертвенник”. И сказали мудрецы (Ктубот 1056): “Кто приносит дар мудрецу Торы, как бы приносит первые плоды в Храм”. И так сказали (Йома 71а): “Да наполнит глотки ученых вином взамен возлияния на жертвенник”. Это не значит, что ученые жаждут вина настолько, что требуется наполнить их глотки, как напаивают вином пьяницу. Смысл в намерении, которое я упомянул. Ученые, освященные в своих путях и во всех своих деяниях, подобны Храму и жертвеннику, ибо Всевышний — среди них, как было в Храме, а потому то, что приносится ученым, подобно приношению на жертвенник, и наполнение их глоток заменяет возлияние на жертвенник. Это значит, что каким бы образом они не пользовались миром — поскольку они, ученые, стремятся к святости Всевышнего — это есть оказание почета и возвышение той вещи, что удостоилась быть использованной праведником. И сказали мудрецы о тех камнях, которые Яаков взял и положил себе под голову (Хулин 916): “Сказал р. Ицхак: Отсюда следует, что все они собрались, и каждый говорил: “На меня положит праведник свою голову!””» (Там же, гл. 26).

Великое возвышение для остальных созданий, поскольку тем самым исполняют цель своего сотворения, быть слугами совершенного человека. И то же самое относится к большинству людей, далеких от поисков совершенства. Они сами возвышаются этим служением. Как в служении жертвоприношений в Храме, все части мироздания исправляются приносящим жертву человеком, и в этом суть служения «приближения» (кирув) священника, приносящего жертву (корбан): приближать (лекарев) все мироздание к своему корню. Подобно этому, задача праведника — основы мира — возносить и возвышать все сотворенное к их корням. В частности, служа ему, они удостаиваются этого исправления. Все это — по милости Всевышнего, Который дал возможность исправления всем существам, даже тем, кто не могут удостоиться возвышенного состояния сами по себе.

Человеческое общество в исправленном состоянии

Если бы руки Эсава (это руки, которые строят материальный мир) служили голосу Яакова (голосу Торы), это было бы исправлением всего человечества. Как то совершенство, что происходит в сотрудничестве Иссахара и Звулуна.

И именно таким образом все души содержались в Адаме, подобно различным органам, служащим всему телу, и у каждого — свое место и своя важность.

Такова и исправленная форма народа Израиля:

«Этот народ уподоблен винограднику. Побеги — это простые домохозяева (делающие добрые дела и помогающие бедным, платящие налоги за своих братьев), грозди — это мудрецы Торы, листья — это народ земли (те, кто пашут, сеют и собирают урожай, то, что едят мудрецы Торы), усики винограда — это пустые люди в Израиле… Если бы не листья, не могли бы существовать гроздья» (Хулин 92, Раши).


Глава начинает с рассказа том, как Итро, тесть пророка Моше (Моисея), пришел в стан евреев, и о том, какие советы он дал Моше. Затем описывается Синайское откровение — Дарование Торы на горе Синай — и изречение Всевышним Десяти заповедей. Читать дальше