Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Посох, который был создан в сумерки в канун шабата, был передан Адаму в Ган Эден. Адам передал его Ханоху, Ханох передал Метушелаху, а от Метушелаха посох попал к Ноаху

В пятый раз Бог спустился на землю в кусте (когда впервые открылся Моше), как сказано: «И спустился Я, чтобы спасти его от рук Египта»[1]. А куст был весь покрыт колючками. Почему же Бог спустился именно туда? Поскольку еврейский народ очень страдал, Всевышний хотел показать, что Он находится в беде вместе с народом, как сказано: «А все их беды доставляют Ему страдания»[2].

Сказал раби Леви: посох, который был создан в сумерки в канун шабата, был передан Адаму в Ган Эден. Адам передал его Ханоху, Ханох передал Метушелаху, а от Метушелаха посох попал к Ноаху, который в свою очередь передал его Шему, а Шем передал Аврааму. Авраам передал посох Ицхаку, а Ицхак — Яакову. Яаков взял посох с собой в Египет и передал его Йосефу. Когда умер Йосеф, всё его имущество было передано во дворец фараона. Одним из советников фараона был Итро. Он увидел посох с начертанными на нем знаками и захотел им обладать. Он забрал его себе и воткнул в землю возле дома, и ни один человек не мог приблизиться к посоху. Когда в дом Итро пришел Моше, он увидел посох в саду, прочел знаки, которые были на нем, протянул руку и взял посох. Когда Итро увидел Моше, он сказал: «Этот человек выведет еврейский народ из Египта!» Поэтому он отдал Моше в жены свою дочь Ципору, как сказано: «И согласился Моше жить у этого человека (Итро), и отдал (Итро) свою дочь Ципору Моше»[3]. Моше пас стада Итро в течение 40 лет, и за это время ни одно животное из стада не было растерзано. И стадо плодилось, и очень размножилось, и об этом сказано: «Как овцы священные»[4].

Мошепродолжалпастистада, поканепришелкгоре Хорев,каксказано: «И вел стадо по пустыне, и пришел к Божьей горе Хорев»[5]. (Хорев — еще одно название горы Синай.) Там открылся ему Бог из куста, как сказано: «И явился ему ангел Бога в пламени из куста»844 [6]. Моше увидел, что куст объят огнем, но не сгорает и огонь не гаснет. А куст растет только там, где под землей есть вода. Увидел Моше горящий куст и очень удивился. Сказал он: «Сверну-ка я и посмотрю на это великое чудо, почему не сгорает куст»[7]. Сказал ему Всевышний: «Моше, Моше! Стой, где стоишь, ведь в этом месте Я дарую Тору еврейскому народу!», как сказано: «Не приближайся сюда. Сними обувь с ног своих»[8]. Отсюда мудрецы сделали вывод, что тот, кто стоит на святом месте, должен разуться, как Бог велел Моше.

Всевышний сказал Моше: «Иди, и Я пошлю тебя к фараону»[9]. Ответил Моше: «Владыка мира! Ведь я говорил Тебе, что нет во мне силы, ведь речь моя ущербна!», как сказано: «И сказал Моше Богу: я не красноречив, ведь уста мои и язык мой ущербны»[10]. «И еще — Ты посылаешь меня к моим врагам, которые желают мне зла, из-за чего я от них и убежал», как сказано: «И убежал Моше от фараона»[11]. Сказал ему Всевышний: «Не бойся, ведь уже умерли все, кто хотел причинить тебе зло»[12]. Разве эти люди умерли? Ведь они были живы! Имеется в виду, что они разорились. Отсюда учат, что тот, кто разорился, считается как мертвый. Поэтому сказано, что эти люди умерли. Сказал Всевышний Моше: «Иди, и Я пошлю тебя к фараону»[13]. Ответил Моше: «Владыка мира! Пошли того, кого пошлешь»[14] — пошли того человека, которого Ты будешь посылать в будущем (пророка Элияу). Сказал Всевышний: «Я не сказал, что пошлю тебя к народу Израиля, а сказал, что пошлю тебя к фараону. А человека, о котором ты говоришь, Я пошлю в будущем к народу Израиля, как сказано: “Вот, посылаю Я вам пророка Элияу перед наступлением дня Бога”[15]».

Сказал Моше: «Владыка мира! Дай мне знак и знамение». Всевышний сказал: «Брось свой посох на землю». Моше бросил посох на землю, и тот превратился в гремучую змею. Почему Всевышний сделал так, что посох превратился именно в змею? Потому что как змея кусает человека и убивает его, так и фараон и его народ кусали и убивали евреев (то есть мучили их). Затем змея снова стала посохом, как сказано: «И сказал Бог Моше: протяни руку и возьми ее за хвост»[16]. Моше сказал: «Владыка мира! Дай мне знамение!» Сказал Всевышний: «Засунь руку свою за пазуху»[17]. Моше сунул руку за пазуху, и рука покрылась проказой. Почему Всевышний дал Моше знамение при помощи нечистой (духовно) вещи, а не при помощи чистой? Как прокаженный нечист сам и делает нечистыми других, так фараон и его народ нечисты сами и делают нечистыми евреев (обучая их идолопоклонству). Затем рука снова стала здоровой, как сказано: «Верни свою руку за пазу — ху»[18]. Сказал Всевышний: «Так очистятся евреи от египетской нечистоты».

Почему Всевышний показал Моше огонь в кусте? Потому что еврейский народ уподоблен пламени, как сказано: «И будет дом Яакова пламенем»[19]. А куст символизирует идолопоклонников, которые уподоблены колючкам. Сказал Всевышний: «Так народ Израиля существует среди других народов: пламя народа Израиля не сжигает негодяев народов мира, уподобленных колючкам, а те не могут погасить огонь народа Израиля — слова Торы. Но в будущем (во времена Машиаха) пламя народа Израиля сожжет негодяев народов мира, уподобленных колючкам», как сказано: «И будут идолопоклонники как горящая известь, как тернии отсеченные, сжигаемые в огне»[20]. Сказал Моше Всевышнему: «Открой мне Твое великое и святое Имя, чтобы я взывал к Тебе, а Ты отвечал мне». И Всевышний открыл ему, как сказано: «И сказал Бог Моше: Я — тот, Кто есть и будет вечно»[21]. И еще сказал Всевышний: «Так скажи сынам Израиля: Бог Всесильный… послал меня к вам. Это имя Мое навеки, и это упоминание обо Мне из поколения в поколение»[22]. Увидели ангелы, что Всевышний передал Моше тайну Его скрытого Имени, и сказали: «Благословен Ты, Всевышний, дающий знание».


[1] Шемот 3:8.

[2] Йешаяу 63:9.

[3] Шемот 2:21.

[4] Йехезкель 36:38.

[5] Шемот 3:1.

[6] Шемот 3:2.

[7] Шемот 3:3.

[8] Шемот 3:5.

[9] Шемот 3:10.

[10] Шемот 4:10.

[11] Шемот 2:15.

[12] Шемот 4:19.

[13] Шемот 3:10.

[14] Шемот 4:14.

[15] Малахи 3:23.

[16] Шемот 4:4.

[17] Шемот 4:6.

[18] Шемот 4:7.

[19] Овадья 1:18.

[20] Йешаяу 33:12.

[21] Шемот 3:14.

[22] Шемот 3:15.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.