Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Иосиф, Магид из Дубно, Еврейская притча, Небесный суд
Неожиданное открытие, что человек, стоящий перед ними — Йосеф, так их потрясло братьев, что все их объяснения просто исчезли. И это имели в виду мудрецы, сказав: «Горе нам в день Суда…». Все это поможет нам понять сказанное: «Разве может человек оправдаться перед Б-гом?!»[1][2]
Притча.
Один бедняк пришел в лавку, чтобы купить одежду. Он поинтересовался у продавца, сколько стоит выбранная им вещь. Продавец ответил, что эта вещь стоит двадцать монет. Бедняк сказал: «А мне кажется, что эта вещь стоит не больше десяти монет». Продавец поклялся, что сам купил эту одежду за двадцать монет, и что он ничего на ней не заработает. Бедняк высыпал из кармана все свои деньги, и сказал: «Вот все, что у меня есть. Возьми это». Продавец пожалел его, и отдал ему одежду за ту сумму, которая у него была. Дома бедняк рассказал домашним, что продавец дал ложную клятву: сначала назвал одну цену, а потом согласился отдать одежду по более низкой цене. Домашние ответили: «Глупец! Разве он согласился взять у тебя то, что было, из-а того, что одежда на самом деле стоила меньше? Просто он пожалел тебя, и согласился продать одежду себе в убыток!»
Смысл этой притчи понятен: «Разве может человек оправдаться перед Б-гом?!» — разве человек служит Ему так, как должно? «Ведь (даже) служителям Своим (ангелам) не доверяет…»1, а уж, тем более, человек. Все же Он принимает наше скудное служение, так как знает, что мы настолько скудны, что не способны на большее. И можно подтвердить это с помощью притчи.
Притча.
Один заимодавец вызвал своего должника в суд, с требованием выплатить долг — значительную сумму. У должника были деньги, чтобы заплатить, но он искал уловки, чтобы уклониться от выплаты. Он посоветовался с друзьями, и те порекомендовали ему: «Ты не сможешь просто сказать, что у тебя нет денег, чтобы заплатить. Тебе следует поклясться, что у тебя нет денег!» Должнику этот совет понравился, и он поспешил отправиться на суд. Он велел запрячь ему самую лучшую карету и приготовить богатые одежды, чтобы произвести впечатление. Когда его жена увидела, что он делает, набросилась на него: «Глупец! Для чего ты сейчас пытаешься показать всем свое богатство?! Ведь это тебе только навредит на суде! Если судья увидит тебя разодетым, как князь, ни за что не поверит, что у тебя нет денег и нечем выплатить долг!»
Так и здесь. Мы должны делать много для служения Всевышнему, но мы пытаемся (в молитве, не быть гордыми, ощущать величие Творца, автор как бы дает добрый совет — прим.) показать ему, что скудны и бедны духовно, и не в состоянии достигнуть такого высокого уровня служению Ему, какого следует. Для этого, когда мы стоим перед Ним в молитве, должны представать с сокрушенным сердцем, в смирении и стыде от того, что не можем служить Ему как должно. На это намекает наша святая Тора в стихе: «И не поднимайся по ступеням к моему жертвеннику»[3]. А мудрецы дали намек: «Пусть не молится человек на высоком месте… так как не подобает возноситься перед Б-гом».[4]
[1] Иов 4,17
[2] Иов 4,18
[3] Шмот 20,23
[4] Брахот 10,2, Шульхан Арух 91,1
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»