Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Об уровне праведности Йосефа и его испытаниях в Египте

В четвертый раз Бог спустился на землю в Египте, как сказано Яакову: «Я спущусь с тобой в Египет»[1]. Услышал Яаков, что Йосеф жив, и стал размышлять: «Как же я оставлю страну своих отцов, свою родину, землю, которая удостоилась Божественного присутствия, и пойду в нечистую (духовно) страну, страну рабов, сыновей Хама, место, где нет богобоязненности?!» Сказал ему Всевышний: «Яаков! Не страшись. Я спущусь с тобой в Египет, и Я же выведу тебя оттуда»[2]. Услышал Яаков эти слова, взял своих жен, сыновей, дочерей и внуков и отправился со всеми ними в путь, как сказано: «И сыновья, и внуки его с ним»[3]. В другом месте сказано: «И свою дочь Дину»[4], а ранее говорится о «дочерях» (во множественном числе). Из этого следует, что жены сыновей Яакова были его дочерями. Все сыновья Яако — ва женились на сестрах и родственницах, чтобы не вступать в брак с представителями других народов. Поэтому они названы «дети пра — ведные»[5]. Когда семья Яакова пришла в Египет, в ней было 66 душ, и вместе с Йосефом и его двумя сыновьями их стало 69. Сказано: «В составе 70 душ спустились твои предки в Египет»[6]. Всевышний посчитал себя вместе с ними, и таким образом их получилось 70, как сказано: «Я спущусь с тобой в Египет»[7]. Когда сыны Израиля вышли из Египта, мужчин насчитывалось 599 999. Всевышний посчитал себя вместе с ними, и получилось, что вышедших из Египта мужчин было 600 тысяч, таким образом исполнилось обещание «и Я же выведу тебя оттуда»[8].

Сказал раби Ишмаэль: 10 раз сказали сыновья Яакова Йосефу: «Отец наш, раб твой». Йосеф смолчал во всех этих случаях, а молчание означает, что человек признаёт сказанное. Поэтому жизнь Йосефа была укорочена на 10 лет. Йосеф услышал, что отец его подошел к границе Египта, собрал всех приближенных и вышел ему навстречу. Обычно народ идет навстречу царю, а не царь навстречу народу. Поступок Йосефа учит нас, что отец человека как царь для него.

Сказал раби Пинхас: Йосеф обладал пророческим духом с молодости и до самой смерти. И это наполнило его мудростью на его пути, как пастух направляет свое стадо, как сказано: «Пастырь Израиля, услышь, направляющий Йосефа как стадо»[9]. И всё же он почти поддался жене Потифара, которая пыталась его совратить. Но тут он увидел перед собой видение лица своего отца и сумел отступить и обуздать свое дурное начало.

Три человека обуздали свое дурное начало ради Творца — Йосеф, Боаз и Палти бен Лаиш. Йосеф был достоин стать родоначальником 12 колен. Но то, что он пришел к испытанию с женой Потифара, привело к тому, что от него произошло только два колена — Менаше и Эфраим. Жена Потифара оклеветала Йосефа, и он был посажен в тюрьму, где провел 10 лет. Там Йосеф разгадал сны служителей фараона, которые тоже сидели в тюрьме, — «каждому согласно его сну»[10], и так всё и произошло, как сказано: «Как разгадал он нам, так и было»[11]. Также Йосеф при помощи пророческого духа разгадал и сон фараона, как сказано: «И сказал фараон… “Найдется ли человек, подобный этому, в котором дух Божий?!”»[12]

Йосеф знал все языки. И когда он выходил на улицу, где представители разных народов разговаривали друг с другом, собравшись в группы, он знал всё, о чем говорилось, как сказано: «Свидетельством Йосефу поставил. язык, которого не знал, услышал (понял) я»[13]. Когда Йосеф ехал по Египту в своей колеснице, египетские девушки кидали ему со стен золотые кольца, в надежде, что он посмотрит на них. Но он не поднимал лица, чтобы любоваться на них, и получил благословение: «Приятен Йосеф каждому смотрящему на него»[14]. Все народы приходили в Египет покупать еду и приносили с собой дань и дары Йосефу. А он говорил с каждым на его языке. Поэтому его называли Тургеман — переводчик, как сказано: «И они (братья) не знали, что Йосеф их понима — ет»[15]. Когда приходили к Йосефу, он продавал им по той цене, которую они слышали от других, купивших ранее, и не поднимал цену. Из этого мудрецы сделали вывод, что тот, кто завышает установленную цену, не увидит благословения.

Сказал раби Танхум: по приказу Йосефа были построены закрома во всех городах и весь урожай отвозили туда. Египтяне насмехались над этим распоряжением, говоря: «Черви съедят все запасы Йосефа!» Но порча не тронула закрома, и они не пустели до самой смерти Йосефа. Он кормил всю страну в годы голода хлебом, и поэтому его назвали Кальколь — Кормилец, как сказано: «И кормил Йосеф»[16].

Сказал раби Элиэзер: когда пришло время Яакова умереть, он позвал своего сына Йосефа и сказал ему: «Сын мой! Поклянись мне союзом брит мила, что, когда я умру, ты похоронишь меня в земле моих предков, в пещере Махпела». Раньше, до дарования Торы, наши предки клялись союзом брит мила, как сказано: «Положи руку свою под бедро мое»[17]. Йосеф поклялся отцу и выполнил клятву, отправившись в страну Израиля, чтобы похоронить Яакова, как сказано: «И поднялся Йосеф, чтобы похоронить отца»[18]. И вместе с Йосефом пришли многочисленные египтяне, и все жители Кнаана, которые получили хлеб у Йосефа, пришли проводить Яакова. Бог сказал египтянам: «Вы совершили добро по отношению к Моему рабу Яакову (похоронив его), поэтому и Я дам награду вашим потомкам в этом мире (так как злодеи не заслуживают будущего мира)». Когда египтяне погибли в Красном море, их тела не остались в воде, а были похоронены в земле. Сказал Всевышний: «Вы признали справедливость наказания (как сказано: “Бог праведен, а я и мой народ грешники”[19]), поэтому Я позабочусь о ваших могилах», как сказано: «Простер Ты правую руку Свою, и поглотила их земля»[20].

Когда похоронная процессия прибыла к пещере Махпела, туда явился Эйсав с горы Сеир, чтобы затеять раздор, и заявил: «Пещера Махпела — моя!» Йосеф отправил Нафтали, велев ему вернуться в Египет, чтобы принести оттуда договор (в котором сказано, что Эйсав продал пещеру Махпела Яакову), поэтому сказано: «Нафтали — проворная лань»[21]. Хушим, сын Дана, был глухим. Он спросил: «Почему мы здесь сидим?» Ему указали на Эйсава и сказали: «Из-за этого человека, который не дает нам похоронить нашего отца Яакова». Хушим тут же вынул меч и отрубил Эйсаву голову. Голова Эйсава закатилась в пещеру Махпе — ла, а тело его отослали в его дом, на гору Сеир. Душа праотца Ицхака просила за Эйсава перед Богом: «Владыка мира! “Будет ли помилован нечестивый?!”[22] Ведь он недостаточно учил Тору и не знал, как выполнять заповеди (как сказано: “Не учившийся праведности”[23])». Ответил ему Бог в пророчестве: «Не увидит он величия Бога»[24].


[1] Берешит 46:4.

[2] Берешит 46:4.

[3] Берешит 46:7.

[4] Берешит 46:15.

[5] Ирмеяу 2:21.

[6] Дварим 10:22.

[7] Берешит 46:4.

[8] Берешит 46:4.

[9] Теилим 80:2.

[10] Берешит 41:12.

[11] Берешит 41:13.

[12] Берешит 41:38.

[13] Теилим 81:6.

[14] Берешит 49:22.

[15] Берешит 42:23.

[16] Берешит 47:12.

[17] Берешит 47:29.

[18] Берешит 50:7.

[19] Шемот 9:27.

[20] Шемот 15:12.

[21] Берешит 49:21.

[22] Йешаяу 26:10.

[23] Йешаяу 26:10.

[24] Йешаяу 26:10.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава начинает с рассказа том, как Итро, тесть пророка Моше (Моисея), пришел в стан евреев, и о том, какие советы он дал Моше. Затем описывается Синайское откровение — Дарование Торы на горе Синай — и изречение Всевышним Десяти заповедей. Читать дальше