Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Разница между умным, обладающим знаниями, и умным — сообразительным и смекалистым

«И послал, и позвал всех мудрецов … но не было никого, кто истолковал бы их фараону»[1].

Написано в Мидраше[2]: «Были те, кто пытались истолковать фараону его сны, но он не принял ни одного толкования. Вот как толковали его сны: “Семь тучных коров означают, что у тебя родится семь дочерей; семь налитых колосьев означают, что ты захватишь семь государств” и т.д. Про это сказано: “Неразумный искал мудрость в сердце своем (когда была необходимость — прим.), и не нашел.”[3] — это мудрецы и колдуны фараона, — “… а смышленому она далась легко” — это Йосеф».

Надо понять, что хотели сказать этим мудрецы. Ведь Тора назвала советников фараона мудрецами, а Мидраш приводит о них стих, говорящий, что они глупцы. Приведем для этого притчу.

Притча.

У одного великого царя был единственный, не очень умный и изнеженный сын. Однажды царь задумался: «Когда-нибудь мой сын сядет на трон вместо меня, но у него нет для этого ни мудрости, ни знаний», и решил отправить его учиться. Принц провел в академии несколько лет и многому научился. Тогда он послал отцу письмо, в котором просил забрать его домой, так как он уже обладает достаточными знаниями. Царь послал за ним самых высокопоставленных министров, и те привезли принца домой. На радостях царь устроил огромный пир, и когда гости немного выпили, один из министров решил проверить, чему научился принц, и набрался ли он мудрости. Министр взял кольцо, положил в ладонь и сжал руку в кулак. Затем он попросил принца угадать, что у него в руке. Принц подумал и заявил, что в руке у министра круглый предмет, с дыркой в середине. Министр был поражен, и сказал: «Вы правы, но можете ли Вы назвать этот предмет?» Принц ответил: «Полученные мной знания дают мне возможность понять, круглый ли предмет у тебя в руке или квадратный, целый или с дырой. Но они не дают возможности определить, какой именно это предмет!» Министр возразил: «Но все-таки можно довольно легко догадаться, что это!» Принц призадумался и сказал: «Круглый предмет с дырой посередине, это, наверное, жернов!» Этим своим ответом принц доказал, что он хотя и набрался знаний, но не поумнел. Он не приобрел умения делать выводы самостоятельно, а только научился применять правила, а сам остался глупым. Ведь умный человек это тот, кто обладает врожденными умственными способностями, приобретенных знаний недостаточно. (Притча намекает, что есть умный, обладающий знаниями и умеющий эти знания использовать, — это колдуны фараона. А есть умный — сообразительный и смекалистый, таких людей не много, — это Йосеф — прим.)

Смысл этой притчи в том, что мудрецы фараона умели толковать сны согласно выученному — что означает во сне то-то, а что означает то-то. Но, как в вышеприведенной притче, они знали только общие правила: семь тучных коров означают семь хороших вещей, и так же семь полных колосьев. А тощие коровы, наоборот, означают семь плохих вещей, и т.д. Их толкование, что семь колосьев намекают на семь государств, было их личным выводом. Но они должны были хорошенько взвесить и понять, на какую хорошую вещь указывают семь тучных коров и семь полных колосьев. Наиболее логично было предположить, что они указывают на хороший урожай и изобилие. Раши, да будет благословенна память о нем, писал, что в годы изобилия все творения хорошо выглядят. Египетские мудрецы не смогли сделать правильный вывод на основе имевшихся у них знаний. Это и имеет в виду Мидраш: «Неразумный искал мудрость, и не нашел…» — это мудрецы фараона, — «… а смышленому она далась легко» — это Йосеф.


 

[1] Берешит 41:8

[2] Мидраш Берешит Раба 89:6

[3] Мишлей 14:6

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.