Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Кто будет лишен удела в Будущем мире и за что

154. Еще читаем мы в Мишне (Санэдрин гл. 11): «У всех сынов Израиля есть доля в будущем мире, как сказано (Ишая 60;21): “И народ твой — все праведники <…> навеки унаследуют землю”. Но вот те, у кого нет доли в будущем мире: те, кто говорит, что в Торе не сказано о воскрешении мертвых и что Тора не дана Всевышним и эпикорес. Этим мудрецы заповедали нам верить, что о воскрешении мертвых записано в Торе и что это является одним из принципов Торы. И вот одно из мест, где разъяснено в Торе о воскрешении из мертвых — (Дварим 32;39): “Я умерщвлю и Я оживлю, Я поразил и Я исцелю”. И сказали мудрецы: “Может ли быть смерть одному и жизнь другому?”. Смотри же, что учит нас: “Я поразил и Я излечу”; так же, как рана и излечение одному и тому же, так же смерть и воскрешение одному и тому же.

155. Что значит “эпикорес”? Объяснили мудрецы, что это тот, кто не робеет перед учеными и не уважает их, хотя и не позорит их. Например, тот, кто позорит своего товарища перед учеными. И не почитает Тору ученого[то есть то, что ученый уже выучил]. Поскольку Тора не важна для него и не уважаема им настолько, чтобы вести себя по отношению к ней уважительно, — и нет ему доли в будущем мире. Ибо это тоже считается хулением Торы. Поэтому сказали мудрецы: “Всевышнего страшись” (Дварим 6; 13), а также ученых».

156. А во-вторых, потому что страх перед ними есть причина страха пред Всевышним. Ибо когда их слушаются, поскольку боятся, — они укажут путь и поведут народ к страху пред Всевышним, Почитаемым и Грозным. И сказано (Шмуэль 112; 18): «И весь народ устрашился Всевышнего и Шмуэля».

А также к эпикоресам относится говорящий: «Какая нам польза от тех, кто изучает Тору? Разве они вывели нечто новое? Никогда они не разрешили нам ворона и не запретили нам голубя». Эти люди не слышали ничего и не знают ничего о пользе изучения Закона. И поэтому изучение Торы ничего не значит для них. Они восстают против све-_ та и достоинства Торы, и нет им доли в будущем мире.

Поэтому мы — обязаны научить сынов Иеуды понимать пользу изучения Торы. Во имя того, чтобы сердца стремились к Торе. А у кого нет сил учиться, пусть знает о славе изучения Торы и удостоиться знания об этом, и не будет душа его утеряна для мира будущего.

157. А также эпикорес тот, кто называет своего учителя по имени. И сказали, что причиной наказания Гейхази было то, что он назвал своего учителя по имени, как сказано (Млахим II 8;5): «Это та самая женщина и тот самый сын ее, которого оживил Элиша».

158. И вот, как видишь, все, в основном, наказания, упомянутые в этой главе, они за хуление Закона, и сказали мудрецы, что преступления хулы хуже всех преступлений и невозможно искупить их раскаянием и страданиями, как будет разъяснено в разделе о видах и способах искупления. И сказали мудрецы, что наказание за хуление Имени не запоздает, как за нечаянное, так и за намеренное. А теперь остановись и подумай о нашем великом долге прославлять и освящать Имя, ибо Всевышний освятил нас Своим Законом и заповедями и отделил нас, чтобы мы были его народом, для того, чтобы мы прославляли Его и страшились Его. Из этого следует, что нужно, чтобы те, кто прославляет Его были бы освящены подобно тому, как утварь служения священна. Как сказано (Ваикра 22;32): «И не бесчестите святого Имени Моего, дабы Я был прославлен среди сынов Израилевых. Я Всевышний, освящаю вас». Взгляни и пойми: сказанное нами разъяснено в этом стихе. И сказано (Теилим 111;9): «Заповедал навеки завет Свой; свято и страшно Имя Его». То есть поскольку Имя Его свято и страшно, Он заповедал навеки завет Свой, освятил нас Своими заповедями, дабы мы страшились Его. Поэтому далее написано: «Начало мудрости — страх пред Всевышним». И благодаря святости заповедей получается, что, прославляя Всевышнего, мы принадлежим к высшим и освященным, которые возвеличивают и прославляют Его, как сказано (там же 89;8): «Почитаем Всевышний в великом^ сонме святых и страшен для всех окружающих Его».

159. Еще существуют группы людей, у которых нет доли в будущем мире. Это враги Всевышнего и те, кто разрушает «виноградник Всевышнего», и те, кто устрашает собой «в стране живых». Вот мы объясним смысл этого, а свидетельства о их наказании разъяснены в Торе, ибо враги Всевышнего пропадут из будущего мира, как сказано (Дварим 7; 10): «И воздающий ненавидящим Его в лице их, уничтожая их, не замедлит Он: ненавидящему Его, лично ему, воздаст Он». То есть воздает ненавидящим Его награду за исполнение заповедей в этом мире, дабы они пропали в мире будущем. И вот перевод этого стиха таков: «И платит ненавидящим Его за добрые дела, которые они совершают в этой жизни, дабы они пропали». И сказал Давид (Теилим 37;20): «Ибо нечестивые сгинут, и враги Всевышнего, как тук овец исчезнут, в дыму исчезнут». Говоря о злодеях, употребляются слова «пропадать», «пропажа», так как это намекает на страдание и изгнание, подобное тому, что сказано (Ишая 27; 13): «Пропавшие в земле Ашур», а также (Ирмия 50;6): «Заблудшими овцами стал народ Мой», а также (Теилим 119; 176): «Заблудился я, как овца потерянная». И намекает это на смерть, как сказано (там же 119;92): «Пропал я в бедствии моем», а также (Эстер 8;6): «Когда пропадет народ мой», а также (Ваикра 23;30): «Истреблю Я душу его», — все это означает истребление в этом мире. Ибо злодеи-преступники будут наказаны бедами и страданиями или смертью. А также за свои злодейства будут они наказаны в мире будущем. Враги Всевышнего уподоблены бараньему жиру, который тает в огне и исчезает в дыму, но не уподоблены бараньему мясу, потому что когда сжигают баранье мясо, от него все же остаются угли и пепел. Поэтому сказано «исчезнут в дыму»; подобно бараньему жиру исчезающему в дыму, исчезнут враги Всевышнего, потому что души их исчезнут и пропадут из будущего мира. И сказано (Шмот 20;5): «Карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого рода, тех, которые ненавидят Меня».

160. Ненавистники Всевышнего иногда появляются среди людей, которые исполняют заповеди и остерегаются всяких преступлений, как действием, так и речью, — если для них внутренне невыносимо и не нравится, когда другие люди изучают Тору, и ненавистно им, когда люди служат Всевышнему и страшатся Его. Также мы скажем о человеке, что он ненавидит царя, если не хочет, чтобы люди уважали царя и служили ему. И тем более, если такие люди воплощают свои мысли в действия, то есть отговаривают людей от занятий Торой и исполнения заповедей, — они ненавистники Всевышнего. А также те, кто завидует почету ученых, праведных и прямодушных, ненавидят венец их славы; ненавистно им и то, что ученым принадлежит власть над поколением. И так написано (Шмуэль I 8;7): «Не тебя отвергли они, а Меня отвергли они от царствования над ними». И тем более, если такие люди стараются опозорить или унизить честь ученых. А любят они лишь честь преступников и власть их над прахом суетным. Вот они — истинные ненавистники Всевышнего и не хотят, чтобы существовало служение Ему и не желают священной славы страха пред Ним, что весьма и весьма умножают рабы Его, трепещущие пред Ним.

161. А также те, кто разрушает «виноградник Всевышнего», например, ведущие общество к преступлению. Они тоже ненавидят Всевышнего. Ибо разрушающие царские города, виноградники и сады — враги царя, ненавидящие его. И сказано (Ишая 5;7): «Потому что виноградник Всевышнего это дом Израилев, и мужи Иеуды — саженцы Его». И сказано (Теилим 83;4): «Против народа Твоего замышляют они дурное втайне и совещаются о хранимых Тобой». И сказано (там же 83;6): «Ибо сговорились единодушно, против Тебя заключили союз»; и сказано (там же 2;2): «Встают цари земли и властелины, совещаются вместе — против Всевышнего и против помазанника Его». Поэтому сказали мудрецы, что те, кто совершил преступления и привел общество к преступлению, опускаются в Гееном, и их там наказывают поколение за поколением.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»