Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Кто будет лишен удела в Будущем мире и за что

154. Еще читаем мы в Мишне (Санэдрин гл. 11): «У всех сынов Израиля есть доля в будущем мире, как сказано (Ишая 60;21): “И народ твой — все праведники <…> навеки унаследуют землю”. Но вот те, у кого нет доли в будущем мире: те, кто говорит, что в Торе не сказано о воскрешении мертвых и что Тора не дана Всевышним и эпикорес. Этим мудрецы заповедали нам верить, что о воскрешении мертвых записано в Торе и что это является одним из принципов Торы. И вот одно из мест, где разъяснено в Торе о воскрешении из мертвых — (Дварим 32;39): “Я умерщвлю и Я оживлю, Я поразил и Я исцелю”. И сказали мудрецы: “Может ли быть смерть одному и жизнь другому?”. Смотри же, что учит нас: “Я поразил и Я излечу”; так же, как рана и излечение одному и тому же, так же смерть и воскрешение одному и тому же.

155. Что значит “эпикорес”? Объяснили мудрецы, что это тот, кто не робеет перед учеными и не уважает их, хотя и не позорит их. Например, тот, кто позорит своего товарища перед учеными. И не почитает Тору ученого[то есть то, что ученый уже выучил]. Поскольку Тора не важна для него и не уважаема им настолько, чтобы вести себя по отношению к ней уважительно, — и нет ему доли в будущем мире. Ибо это тоже считается хулением Торы. Поэтому сказали мудрецы: “Всевышнего страшись” (Дварим 6; 13), а также ученых».

156. А во-вторых, потому что страх перед ними есть причина страха пред Всевышним. Ибо когда их слушаются, поскольку боятся, — они укажут путь и поведут народ к страху пред Всевышним, Почитаемым и Грозным. И сказано (Шмуэль 112; 18): «И весь народ устрашился Всевышнего и Шмуэля».

А также к эпикоресам относится говорящий: «Какая нам польза от тех, кто изучает Тору? Разве они вывели нечто новое? Никогда они не разрешили нам ворона и не запретили нам голубя». Эти люди не слышали ничего и не знают ничего о пользе изучения Закона. И поэтому изучение Торы ничего не значит для них. Они восстают против све-_ та и достоинства Торы, и нет им доли в будущем мире.

Поэтому мы — обязаны научить сынов Иеуды понимать пользу изучения Торы. Во имя того, чтобы сердца стремились к Торе. А у кого нет сил учиться, пусть знает о славе изучения Торы и удостоиться знания об этом, и не будет душа его утеряна для мира будущего.

157. А также эпикорес тот, кто называет своего учителя по имени. И сказали, что причиной наказания Гейхази было то, что он назвал своего учителя по имени, как сказано (Млахим II 8;5): «Это та самая женщина и тот самый сын ее, которого оживил Элиша».

158. И вот, как видишь, все, в основном, наказания, упомянутые в этой главе, они за хуление Закона, и сказали мудрецы, что преступления хулы хуже всех преступлений и невозможно искупить их раскаянием и страданиями, как будет разъяснено в разделе о видах и способах искупления. И сказали мудрецы, что наказание за хуление Имени не запоздает, как за нечаянное, так и за намеренное. А теперь остановись и подумай о нашем великом долге прославлять и освящать Имя, ибо Всевышний освятил нас Своим Законом и заповедями и отделил нас, чтобы мы были его народом, для того, чтобы мы прославляли Его и страшились Его. Из этого следует, что нужно, чтобы те, кто прославляет Его были бы освящены подобно тому, как утварь служения священна. Как сказано (Ваикра 22;32): «И не бесчестите святого Имени Моего, дабы Я был прославлен среди сынов Израилевых. Я Всевышний, освящаю вас». Взгляни и пойми: сказанное нами разъяснено в этом стихе. И сказано (Теилим 111;9): «Заповедал навеки завет Свой; свято и страшно Имя Его». То есть поскольку Имя Его свято и страшно, Он заповедал навеки завет Свой, освятил нас Своими заповедями, дабы мы страшились Его. Поэтому далее написано: «Начало мудрости — страх пред Всевышним». И благодаря святости заповедей получается, что, прославляя Всевышнего, мы принадлежим к высшим и освященным, которые возвеличивают и прославляют Его, как сказано (там же 89;8): «Почитаем Всевышний в великом^ сонме святых и страшен для всех окружающих Его».

159. Еще существуют группы людей, у которых нет доли в будущем мире. Это враги Всевышнего и те, кто разрушает «виноградник Всевышнего», и те, кто устрашает собой «в стране живых». Вот мы объясним смысл этого, а свидетельства о их наказании разъяснены в Торе, ибо враги Всевышнего пропадут из будущего мира, как сказано (Дварим 7; 10): «И воздающий ненавидящим Его в лице их, уничтожая их, не замедлит Он: ненавидящему Его, лично ему, воздаст Он». То есть воздает ненавидящим Его награду за исполнение заповедей в этом мире, дабы они пропали в мире будущем. И вот перевод этого стиха таков: «И платит ненавидящим Его за добрые дела, которые они совершают в этой жизни, дабы они пропали». И сказал Давид (Теилим 37;20): «Ибо нечестивые сгинут, и враги Всевышнего, как тук овец исчезнут, в дыму исчезнут». Говоря о злодеях, употребляются слова «пропадать», «пропажа», так как это намекает на страдание и изгнание, подобное тому, что сказано (Ишая 27; 13): «Пропавшие в земле Ашур», а также (Ирмия 50;6): «Заблудшими овцами стал народ Мой», а также (Теилим 119; 176): «Заблудился я, как овца потерянная». И намекает это на смерть, как сказано (там же 119;92): «Пропал я в бедствии моем», а также (Эстер 8;6): «Когда пропадет народ мой», а также (Ваикра 23;30): «Истреблю Я душу его», — все это означает истребление в этом мире. Ибо злодеи-преступники будут наказаны бедами и страданиями или смертью. А также за свои злодейства будут они наказаны в мире будущем. Враги Всевышнего уподоблены бараньему жиру, который тает в огне и исчезает в дыму, но не уподоблены бараньему мясу, потому что когда сжигают баранье мясо, от него все же остаются угли и пепел. Поэтому сказано «исчезнут в дыму»; подобно бараньему жиру исчезающему в дыму, исчезнут враги Всевышнего, потому что души их исчезнут и пропадут из будущего мира. И сказано (Шмот 20;5): «Карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого рода, тех, которые ненавидят Меня».

160. Ненавистники Всевышнего иногда появляются среди людей, которые исполняют заповеди и остерегаются всяких преступлений, как действием, так и речью, — если для них внутренне невыносимо и не нравится, когда другие люди изучают Тору, и ненавистно им, когда люди служат Всевышнему и страшатся Его. Также мы скажем о человеке, что он ненавидит царя, если не хочет, чтобы люди уважали царя и служили ему. И тем более, если такие люди воплощают свои мысли в действия, то есть отговаривают людей от занятий Торой и исполнения заповедей, — они ненавистники Всевышнего. А также те, кто завидует почету ученых, праведных и прямодушных, ненавидят венец их славы; ненавистно им и то, что ученым принадлежит власть над поколением. И так написано (Шмуэль I 8;7): «Не тебя отвергли они, а Меня отвергли они от царствования над ними». И тем более, если такие люди стараются опозорить или унизить честь ученых. А любят они лишь честь преступников и власть их над прахом суетным. Вот они — истинные ненавистники Всевышнего и не хотят, чтобы существовало служение Ему и не желают священной славы страха пред Ним, что весьма и весьма умножают рабы Его, трепещущие пред Ним.

161. А также те, кто разрушает «виноградник Всевышнего», например, ведущие общество к преступлению. Они тоже ненавидят Всевышнего. Ибо разрушающие царские города, виноградники и сады — враги царя, ненавидящие его. И сказано (Ишая 5;7): «Потому что виноградник Всевышнего это дом Израилев, и мужи Иеуды — саженцы Его». И сказано (Теилим 83;4): «Против народа Твоего замышляют они дурное втайне и совещаются о хранимых Тобой». И сказано (там же 83;6): «Ибо сговорились единодушно, против Тебя заключили союз»; и сказано (там же 2;2): «Встают цари земли и властелины, совещаются вместе — против Всевышнего и против помазанника Его». Поэтому сказали мудрецы, что те, кто совершил преступления и привел общество к преступлению, опускаются в Гееном, и их там наказывают поколение за поколением.


Глава начинает с рассказа том, как Итро, тесть пророка Моше (Моисея), пришел в стан евреев, и о том, какие советы он дал Моше. Затем описывается Синайское откровение — Дарование Торы на горе Синай — и изречение Всевышним Десяти заповедей. Читать дальше