Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Подобно различию между провидением над Израилем и провидением над остальными народами мира, провидение над Землей Израиля также отличается

Провидение над Землей Израиля

«В то время (поколение Разделения — дор апалага) взял каждый покровитель одну из земель и один из народов, а Всевышний взял себе из земли — Иерусалим, а из людей — Израиль. Как сказано (Дварим 32): “Когдак давал Всевышний удел нациям, когда разделял сынов человеческих, установил границы народов по числу сынов Израиля” (Шаарей Ора, 5).

Подобно различию между провидением над Израилем и провидением над остальными народами мира, провидение над Землей Израиля также отличается:

“Ибо земля, в которую вступаешь ты, чтоб овладеть ею, не как земля Египетская она, из которой вы вышли, где ты, посеяв семя твое, поливал с помощью ног твоих, как огород. Но земля, в которую вы переходите, чтоб унаследовать ее, это земля гор и долин, от дождя небесного пьет она воду; Земля, о которой Господь, Бог твой, печется, — очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней: от начала года и до конца года” (Дварим 11:10-12).

Сказанное выше в Шаарей Ора относится к открытому и явному управлению Правосудия: в соответствии с этим управлением, избрание Иерусалима и Израиля произошло вследствие грехов человечества во время поколения Разделения. Но нужно знать, что основа этого избрания — в управлении Единства, и она установлена изначально, в корнях мироздания.

Вначале поговорим об основании данного вопроса — корне понятия “земля”.

Вначале сотворил Бог

Маараль в Сефер аНецах подробно рассматривает вопрос отрицающих единство Всевышнего, и их основной тезис такой: “Невозможно, чтобы начало было одним, ведь если она одна, как придет от этого множественность в мире, и все исследователи согласны, что от одного придет только один, ибо множественность, в которой есть разделенные вещи, как придет от одного?”

В объяснении ответа на данный тезис говорит Маараль: “Мы говорим, что от Всевышнего, который Один, произошел один объект, и это начало мироздания, а после этого это начало получило еще воздействие. И есть большая разница, ибо когда начало уже существует, тогда на него воздействуется далее, а если бы произошли от Него две вещи, каждая сама по себе, было бы непонятно, как от Одного произойдут два различных объекта; но от Него произошел один объект, и это начало мироздания, а затем на это начало оказано воздействие. Таким образом, изменение и множественность существующих — они со стороны получающего”.

Множественность — со стороны получающих, а влияющий — один, и таково же и Его влияние. Однако же сотворенный объект уже в силу того, что он сотворенный, обладает недостатком и требует восполнения. Здесь корень всех отделенных объектов и множества реальностей в мироздании.

Вот что говорит Рамбан: “Всевышний сотворил все из абсолютного ничто… но все происходящее под солнцем или выше не идет от ничто, от первоначала… Но вывел из абсолютно ничто очень тонкую основу, в которой нет существенности, производящую силу, готовую к получению формы, и выйти из потенциальной в реальность. Это — первоматерия… а после нее не сотворил ничего, только созидал и делал” (Берешит 1:1).

В “очень тонкой основе” есть два аспекта: “производящая сила” и “готовность к получению формы”. Во всех созданиях мира есть две эти силы — сила составления и сила составленная, это основа всей реальности, построенной на дуальности: мужское и женское начало, Небо и Земля.

Глубинный смысл слов Рамбана заключается в следующем. Эманирующий сотворил одну составную основу (ведь сотворенный в силу своей бытности сотворенным — составной и не прост), и это очень тонкая основа. Его составленность заключается в том, что он — “производящая сила” (мужское начало, категория “неба”) и “готов получить форму” (женское начало, категория “земли”).

И подобно всему миру, создан и человек, микрокосм. “Мужчину и женщину сотворил их”. В каждом человеке присутствуют две эти категории: сила дающего и воздействующего, и сила принимающая. Таково и соотношение между душой и телом: небо и земля.

Земля

Она — категория получающего, нет у нее от себя ничего, но лишь то, что придет к ней от Неба. Но принятие зависит от ее желания и страстного стремления принять от Неба, как известно. Отсюда и ее имя — эрец, “почему она названа эрец? Потому что хотела (рацта) исполнить волю своего Господина” (Берешит Раба, 5). Это желание (рацон) — страсть, толкающая ее к бегу (рица) по направлению к Небу, изливающему благодать.

Так это с ее стороны, и так — со стороны ее Творца: “И может быть, потому суша названа эрец, что в ней получила свое завершение воля (рацон) Всевышнего и Его замысел в реальности” (р. Бехайе). Это — страстное желание воздействующего по отношению к получающему. “…Страстное желание Всевышнего — лишь к Израилю, как сказано в Песне Песней “Я — к моему другу, и ко мне — страсть его”” (Берешит Раба).

Земля, к которой направлены воля и желание Творца, называется по имени воли — аЦви (корень цви обозначает желание, волю).

Как желание Всевышнего обращено к ней, так ее желание — исполнять волю Всевышнего, производить плоды, выходя за рамки материальности:

“Что означает сказанное: ”И дам тебе землю желанную, наследие оленя (цви)? Почему земля Израиля уподоблена оленю? Сказать тебе: как у оленя кожа не держит его плоть, так земля Израиля не держит свои плоды. Другое объяснение: как олень легче других животных, так на земле Израиля легче других земель созревают плоды» (там же).

Эта воля и желание есть всеобщий потенциал, высшее воздействие следует за ней в рамки материальных сосудов, и потому вся квинтэссенция воздействия, спускающегося на землю, проходит через этот канал — через Землю Израиля.

Подобно тому, как Израиль есть цель воли в категории нефеш, так Земля Израиля — в категории места: «И возможно потому названа суша эрец, что в ней получила свое завершение воля (рацон) Всевышнего и Его замысел в реальности, как сказано (Малахи 3): “А вы будете мне землей”» (рабейну Бехайе).

«И скажут все народы, что счастливы вы, ибо будете вы землей вожделенной, сказал Господь Воинств» (Малахи 3:12).

«А земля навеки стоит» — Мидраш Танхума говорит: все праведники Израиля называются «землей», как сказано «ибо будете вы землей вожделенной» (Раши, Коэлет 1:4).

«И искупит Свою землю, свой народ» (Дварим 32:43) — что есть Его земля? Его народ» (Раши).

Поразмыслите над всем этим хорошенько.

Корень Земли Желания — Земля Жизни

Земля Израиля — место народа Израиля здесь, в нижнем мире. Ее корень — место Израиля в высших мирах, высшая Земля Жизни, цель всех чаяний в Грядущем мире.

«Не разрешено объяснять по поводу этой земли более того, но если удостоишься понять первую землю, упомянутую в первом стихе Берешит, и упомянутую в главе Бехукотай, то познаешь возвышенную и скрытую тайну, и поймешь, почему Мудрецы сказали: “Высший Храм направлен супротив Нижнего Храма”» (Рамбан, Ваикра 18:25).

Это земля, предназначенная для наследующих Высшую Землю, и каждый, кто ее удостоится, — один из наследующих землю высшей жизни.

Здесь мы можем ощутить что-то из глубокого смысла комментария Раши на первый стих Торы, которая начинается с книги Берешит, с рассказа о сотворении мира, а не с первой заповеди. Раши объясняет: это для того, чтобы ответить на претензии народов, что Израиль забрал у них Землю Израиля. В нашем контексте, корень их претензии в том, что Израиль утверждает, что именно они — наследники Высшей Земли.

От нее благодать спускается на все земли

«Ибо земля, в которую вступаешь ты, чтоб овладеть ею, не как земля Египетская она, из которой вы вышли, где ты, посеяв семя твое, поливал с помощью ног твоих, как огород. Но земля, в которую вы переходите, чтоб унаследовать ее, это земля гор и долин, от дождя небесного пьет она воду».

Реканти комментирует этот отрывок: «Эти стихи сложно толковать в их простом смысле. Ведь они пришли прославить Землю Израиля, а в простом понимании — рассказали о ней нечто негативное. И наоборот, вместо порицания земли Египта — говорят, кажется, в ее пользу. Но по каббалистическому подходу, стих можно понять в его прямом и простом смысле. Дело в том, что Земля Израиля не находится под властью других причин, но лишь под Господом. И это “дождь небесный”, намекающий на Высшие небеса. Как сказано: “Откроет тебе Господь Свои добрые хранилища, небеса”. А остальные земли пьют от ее квинтэссенции. И в этом смысл слов “поливал с помощью ног твоих”, что нет над ними надзора Всевышнего… И сказали Мудрецы (Таанит 10): “Земля Израиля пьет вначале, а весь мир пьет потом. Как сказано (Иов 5:10): “Дающий дождь на лице земли и посылающий воды на лице полей”. Все земли пьют от эссенции Земли Израиля. А в книге Зоар учили: написано “всегда очи Господа Бога твоего на ней”, это есть “праведность (цедек) будет ночевать на ней, что в ней находятся приговоры судов больше чем на всех других местах”.

Поскольку таков путь прохождения благодати, от высшего к низшему, от духовного к более материальному, выходит, что из земли Израиля, обладающей духовным уровнем, корень которой — в Высшей Земле, тянется благодать на все другие земли.

Все это — только когда Израиль населяет Землю

“И так он говорит (Йеошуа 4:13) “Около сорока тысяч передовых воинов прошли перед Господом”, и говорит (Диврей аЯими 1 22:18): “И была завоевана земля перед Господом и перед Его народом”. Разве ты можешь подумать, что Израиль завоевывают землю перед Всевышним?! Но все время, когда они на ней, как будто она завоевана, а когда они не на ней — она не завоевана (Им)” (Тосефта, Авода Зара).

Следует поразмыслить, что значит “не завоевана перед Ним”? Но смысл в том, что все время, когда Израиль не живет на Земле, Божественное присутствие не обитает на ней. И когда они изгоняются с нее, Шехина идет в изгнание вместе с ними:

“Есть два вида изгнания, изгнание ветвей, то есть душ и ангелов, и изгнание, если можно так сказать, самого корня — то есть Шехины. Дело в том, что реальность святого не занимает места, а место предназначено лишь для отделенных. Но оно (святое) находится и раскрывается в определенном месте. И место раскрытия света Шехины в исправленном состоянии — от места ее славы в мире Ацилут до земли Израиля. Но когда она в изгнании — раскрытие не происходит там, но в другом месте, где находится состояние клипот (оболочек). И не все ее света раскрываются там, но только частично, и они раскрываются внутри Иной стороны. Часть тут, часть там — в соответствии с детализацией духовных уровней.

И когда эти света в изгнании — оттуда они воздействуют на Израиль, но их воздействие весьма недостаточно из-за силы обвинений Иной стороны, окружающей их, ведь уже дано ей разрешение получать энергию и черпать от этих светов, стоящих там, только то, что полагается ей. Но ими она усиливается и усиливает свои уровни, стоящие напротив них, и влечет закупоривание самих светов, и властвует над Израилем. И после этого портятся все вещи, ведь даже света, остающиеся на своих местах, светят сокращённо, и суд усиливается в управлении вместо милости, и благодать уменьшается из-за порчи каналов. А при Избавлении Шехина возвратится на свое место, и нечистота прекратит существование, и все будет в изобилии, когда пробуждение будет исправлено, как надо” (Рамхаль, Клалей питхей хохма вадаат, 9). Об этом говорил и раби Хаим из Воложина в своей проповеди на Рош аШана: все благодать, предназначенная Израилю, когда она пребывают в изгнании, должна пройти через покровительа, стоящего над данным народом, и Шехина как бы испытывает страдания от этого.

Над остальными странами надзирают покровители

Поэтому у народов мира, унаследовавших эти страны, есть отношение к ним, как объяснялось выше по словам Рашба:

“Ибо Всевышний распределил страны по знакам зодиака, и установил их власть на земле, когда определенная звезда управляет определенным местом, и потому в разных странах у людей разные верования, этот служит определенному изображению, а тот — другому. Тот же, кто служит той звезде, что управляет данной местностью, не подобен идолопоклоннику, в том случае если он знает и признает, что в той звезде нет никакой силы и ее власть — только от Всевышнего, имя Которого управляет той землей. Как сказано о самаритянах: “Господа страшились, но своим богам служили”.

Воздействие благодати на остальные земли спускается только через тех небесных покровителей — даже на евреев, находящихся там. Сказали в Тосефте Авода Зара (5:5): “Сказано (Берешит 28:21): “…и вернусь я с миром в дом отца моего, и будет Господь мне Богом”, и сказано “чтобы дать вам землю Ханаанскую, быть вам Богом”, все время, что вы находитесь в земле Ханаана, Я был вам Богом, а когда вы не в земле Ханаанской — если можно так сказать, Я вам не Бог” (Рамбан, Ваикра 18:25).

Как объяснено выше, Элоким — это имя сил мироздания (поэтому правильнее переводить его не “Бог”, а “Всесильный” — прим.перев.), а объединение имен Авайе и Элоким указывает на аннуляцию этих сил по отношению к их Корню. “И будет Господь мне Богом” указывает на индивидуальное провидение от Творца, выше природного управления. Все это возможно лишь в месте, где находится индивидуальное провидение Творца без управления духовных покровителей, стоящих над остальными странами.

Объясняет Ран: “”Тот, кто живет вне Земли Израиля, подобен тому, у кого нет Бога”. Это связано с тем, что остальные земли переданы в управление высших ангелов, которые не могут измениться, разве что чудом… Поэтому тот, кто живет за границей, находится под звездой или знаком зодиака и его молитва не так слышна, как если бы он находился в Земле Израиля, которая не подвластна никакому властителю и покровителю, но лишь только Всевышнему… И потому Израиль ближе к ошибке идолопоклонства будучи за границей, где властвуют покровители…”

“Его молитва не так слышна”, поскольку вся суть молитвы — изменение установленного в природной системе. А ведь молитва должна подняться наверх через все ступенчатое развитие миров, и прорваться через природную систему. Особая сила такой молитвы — в месте, где нет власти у природных покровителей.

Объясняется в книге Хесед леАвраам: “Шехина главным образом находится в Земле Израиля, и основное провидение — там, ибо никогда не отходила Шехина от Западной Стены, но искры Шехины облачаются с Израилем в небесного покровителя, под властью которого находятся евреи. Божественное присутствие как бы спустилось вместе с ними, чтобы облачить свою силу в небесного покровителя халдеев, мидийцев и т.д., и во всяком месте, куда были изгнаны израильтяне — Шехина с ними. Поэтому евреи, находящиеся за границей, подобны “идолопоклонникам”, ибо они оказывают духовное воздействие благодати на данного покровителя, когда они молятся о благословении, ведь, несомненно, благодать придет им только через того покровителя, под властью которого они находятся…”


Глава начинает с рассказа том, как Итро, тесть пророка Моше (Моисея), пришел в стан евреев, и о том, какие советы он дал Моше. Затем описывается Синайское откровение — Дарование Торы на горе Синай — и изречение Всевышним Десяти заповедей. Читать дальше