Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Воздаяние мерой за меру

«И было в то время, отошел Йеуда от своих братьев»[1].

Мидраш рассматривает стих: «Изменила Иудея (на иврите “Йеуда”), и мерзость была сделана в Израиле»[2]и говорит: «Йеуда стал будничным, так как осквернил святое, которое любил Б-г. Это трактуют про Йеуду, который шел до Адулама, чтобы жениться на кнаанейке, а так сыновья Израиля не делают». Эти слова Мидраша совершенно непонятны. И еще говорится: «И было в то время»: «Еще приведу тебе наследника, сидящая в Мораша, до Адулама придет слава Израиля»[3] — до Адулама придет святой царь Израиля, до Адулама придет величие Израиля, как сказано: «И свернул к человеку из Адулама»[4]. И еще там говорится: Сказал рабби Шмуэль бар Нахман: «Ведь я знаю мысли, о том, что намереваюсь (делать) с вами, дом Израиля»[5] — сыновья Яакова были заняты продажей Йосефа, Йосеф был занят постом и раскаянием, Реувен был занят постом и раскаянием, Яаков был занят постом и раскаянием, Йеуда был занят женитьбой, а Всевышний был занят созданием света Машиаха (который должен был произойти от Йеуды и Тамар — прим.).

Смысл всего этого в том, как Всевышний вел нашего праотца Яакова, да покоится с миром, по всему его жизненному пути и в бедах, которые обрушились на него: Йосеф, Шимон, а потом и Биньямин. Мидраш[6] разъясняет: «И послал его из долины Хеврон»[7] — но ведь Хеврон находится на горе! Но имеется в виду, что он отправился выполнять сказанное Всевышним похороненному в Хевроне преданному другу (Аврааму): «И будут порабощать и угнетать их…»[8]. «Это приготовление и основа для начала взращивания будущего избавления, как сказано: “В грядущие дни укоренится Яаков, расцветет и пустит ростки Израиль”»[9]. Но Яаков, да покоится с миром, не знал цели всех происходящих с ним событий, а потому очень переживал из — за каждого из них, как это упоминается в Торе. И это то, что имели в виду мудрецы в Мидраше: «.отошел Йеуда от своих братьев» и «Ведь я знаю мысли, о том, что намереваюсь (делать) с вами, дом Израиля» — все это намерения мира, добра, а не зла. Все эти тяжкие испытания, которые им пришлось пережить, были подготовкой для общего блага, которое должно было взрасти из этого.

Но все же следует задать другой вопрос: Всевышний ведь хотел оказать Йеуде почет и удостоить его, чтобы именно его потомок стал Машиахом. Разве для такой почетной задачи нельзя было сделать это более достойным образом, чем тот, каким Йеуда женился на Тамар? Как сказано:

«Чтобы мы не стали посмешищем… и было… сообщено было Йеуде… зачала она (Тамар) от разврата»[10]. Это можно объяснить при помощи притчи.

Притча.

Один богач женил сына, который был очень умным и считался мудрецом. Раввин города должен был в день свадьбы дать жениху смиху — сделать его раввином. В день свадьбы раввин города написал грамоту, в которой оказал большой почет жениху очень красивыми словами и восхвалил его достоинства. Но вся эта замечательная грамота была написана на испорченной, помятой бумаге. Когда слуга раввина принес ее богачу, отцу жениха, ему очень не понравился ее вид. Все же он взял грамоту, чтобы не оскорбить раввина, прочел ее, и ему очень понравилось ее содержание. Поэтому он решил не ругаться с раввином города из-за недостойного внешнего вида грамоты, но при этом захотел отплатить ему той же монетой. Когда, как это было принято, надо было послать раввину дары, он собрал угощение и сласти, добавил к этому двадцать серебряных монет и положил все это в найденную им грязную корзину, и накрыл нестиранной салфеткой. Все это он послал с неопрятным, грязным мальчишкой. Тот передал подношение раввину, который очень рассердился, но взял подношение, так как угощение было восхитительным, и только внешнее его оформление было негодным. Через несколько дней раввин встретил богача и спросил: «Скажите, о чем Вы думали? Вы послали мне прекрасный подарок, обернутый в тряпье!» Ответил ему богач: «Вы поступили так же — послали мне прекрасно написанную грамоту на плохой, испорченной бумаге!»

Смысл этой притчи в том, что хотя Всевышний мог привести Йосефа в Египет разными путями для того, чтобы он стал царем, и братья склонились бы перед ним. Но поскольку его братья ненавидели его, и хотели отменить его сны, Всевышний сделал так, что именно их действия привели к тому, что Йосеф оказался в Египте. Получается, что совет Йеуды продать Йосефа в рабство соответствовал желанию Всевышнего, чтобы Йосеф оказался в Египте. Но выглядело это как измена и обман, ведь братья понесли отцу его рубаху, выпачканную в крови козленка и сказали: «. узнай, одежда ли это твоего сына»[11]. Точно так же Всевышний поступил с Йеудой — оказал ему великий почет, «обернутый в тряпье». Целью всей истории с Йеудой было взрастить благо для всего народа Израиля — чтобы у Йеуды родился ребенок, потомок которого будет избавителем народа, Машиахом. Но привел это Б-г на Йеуду через позор и то, что казалось со стороны развратом. И все следующие высказывания мудрецов правильны: «Вначале Йеуда хотел пройти мимо Тамар, но Всевышний послал ему ангела, ответственного за вожделение, который сказал ему: “Йеуда, (если пройдешь мимо) откуда появятся избавители и цари?”, и еще: “Раздалось пророчество: “Она праведнее меня (мимени)”[12] — это все произошло от Меня (слово мимени означает также “от меня”)” (Эти слова Йеуды о Тамар мудрецы толкуют как слова Б-га о произошедших событиях — прим.). Все это говорит о том, что Йеуду подтолкнули к этому поступку с Небес. А для того, чтобы нам стало понятно, почему Всевышний сделал это таким образом, а не другим, более достойным, мудрецы пояснили: “Сказал Всевышний Йеуде: Ты обманул отца при помощи козленка, поэтому и Тамар обманет тебя, и попросит у тебя козленка. Ты сказал отцу: “Узнай”, поэтому и Тамар скажет тебе: “Узнай” — Я воздал тебе мера за меру”. И теперь мы видим, как приятны слова Мидраша, приведенного выше: “И было в то время, отошел Йеуда от своих братьев”[13]“Изменила Иудея (на иврите “Йеуда”), и мерзость была сделана в Израиле”. Этим мудрецы хотели сказать, что хотя предложение Йеуды продать Йосефа в рабство совпало с желанием Всевышнего привести Йосефа в Египет, все же со стороны это выглядело как предательство — “Изменила Иудея”, а потому то, что произошло у Йеуды с Тамар было: “и мерзость была сделана в Израиле” — создание света Машиаха, будущего избавителя Израиля, выглядело как мерзость и разврат. Второе произошло как воздаяние за первое. И это имели в виду мудрецы: “Йеуда стал будничным, так как осквернил святое, которое любил Б-г”. Происшествие Йеуды с Тамар было угодным Б-гу, но это угодное Б-гу дело выглядело проступком, не подобающим такому достойному и святому человеку, как Йеуда.» (Существует объяснение наших мудрецов, что таков путь Б-га в нашем мире. Особенно святые действия происходят внешне непонятным и похожим на грех способом. Смотри историю Лота и его дочерей, предание мудрецов о рождении царя Давида и др. — прим.)


[1] Берешит 38:1

[2] Малахи 2

[3] Миха 1

[4] Берешит 38:1

[5] Ирмеяу 29

[6] Мидраш Берешит Раба 84:13

[7] Берешит 37:14

[8] Берешит 15:13

[9] Йешаяу 27:6

[10] Берешит 38:23-24

[11] Берешит 37:32

[12] Берешит 38:26

[13] Берешит 38:1

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу.


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше