Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — окно. Сквозь него мы можем разглядеть Того, Кто даровал Тору»Рабби Хайкель из Амдуры
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына

«Когда пойдешь, не будет стеснен шаг твой, а если побежишь, не споткнешься»[694]. Шаги Яакова не были стеснены, и сила не покинула его. Как богатырь, он сдвинул камень, который закрывал колодец, и вода стала прибывать и выливаться наружу. Пастухи увидели это и удивились поднимающейся воде и тому, что все вместе они не могли сдвинуть этот камень, а Яаков сдвинул его один. Сказал раби Акива: когда человек подходит к городу, если ему навстречу идут девушки, значит, его ждет удача. Это видно из того, что, когда Элиэзер, раб Авраама, подошел к городу, ему навстречу вышли девушки, как сказано: «И вот, стою я у источника вод, и дочери людей города выходят черпать воду»[695]. И Всевышний послал ему удачу, как сказано: «А Бог послал мне удачу»[696]. Мы видим это также в случае с Моше, который встретил у входа в город девушек, как сказано: «А у жреца Мидьяна было семь дочерей. Пришли они и черпали воду»[697]. И ему сопутствовала удача — он стал царем еврейского народа. Когда Яаков подошел к городу, он увидел выходящих девушек, как сказано: «И вот, Рахель… идет со скотом»[698].

Сказал рав Уна: Всевышний всё предусматривает. Перед тем, как Яаков прибыл в Харан, Всевышний наслал мор на скот Лавана, и у него осталась только маленькая часть стада, которую и пасла Рахель, как сказано: «И Рахель пришла со скотом ее отца, ведь она пасет его»[699]. Откуда известно, что у Лавана осталась лишь небольшая часть стада? Сказано: «А Яаков пас оставшийся скот Лавана»[700] — оставшийся от эпидемии мора. Яаков сказал Лавану: «И благословил Бог тебя благодаря мне (лерагли — буквально “благодаря моей ноге”)»[701]. Разве ноги Яакова размножили стадо Лавана? Отсюда делается вывод, что нога одного человека приносит благословение в дом, куда он заходит, а нога другого — приносит разрушение. Ноги Яакова приносили благословение. Лаван сказал ему: «Догадался я, что Бог благословил меня из-за тебя»[702]. Когда Лаван услышал о том, что прибыл его племянник Яаков, и о том, какую силу он проявил возле колодца, он побежал тому навстречу, чтобы обнять и поцеловать (как это описано в книге Берешит[703]). И Лаван сказал Яакову: «Ведь ты брат мне»[704]. Разве Яаков был его братом? Ведь он был его племянником! Отсюда делается вывод, что племянник человека называется его сыном или его братом. Авраам сказал Лоту: «Пусть не будет ссоры. ведь мы как братья»[705]. А в другом месте сказано: «И услышал Авраам, что пленен его брат»[706]. Но Лот был племянником Авраама. Значит, племянник человеку как брат. А внуки человека считаются его детьми. Это мы учим из слов Яакова, который сказал: «Эфраим и Менаше как Реувен и Шимон будут мне»[707]. Эфраим и Менаше были внуками Яакова, но он называл их сыновьями. И Лаван сказал: «Это мои дочери, и мои сыновья, и мой скот»[708]. Сыновья дочерей Лавана были его внуками, но названы его сыновьями.

Яаков стал работать семь лет за жену. По истечении семи лет он женился на Лее, и устроил пир, и радовался семь дней, как сказано: «Будь полную неделю с этой.»[709], «И сделал так Яаков, и был полную неделю с этой»[710]. Затем Яаков женился на Рахели и устроил еще семь дней пира и радости, как сказано: «И дал ему свою дочь Рахель.»[711] Все жители того места собрались, чтобы сделать добро Яакову, как сказано: «И собрал Лаван всех жителей того места, и устроил пир»[712]. Сказал Бог: «Вы сделали добро моему рабу Яакову (радовали жениха и невесту), поэтому Я дам вам награду в этом мире (чтобы не награждать их в будущем мире, так как они не были праведниками)». Эта награда досталась потомку Лавана Нааману, военачальнику армии Арама, который был чудесным образом исцелен от проказы (как это описано в книге Мелахим II[713]). Лаван взял двух своих рабынь и отдал в услужение своим дочерям. На самом деле эти рабыни также были дочерями Лавана. Следовательно, дочери человека от наложницы называются рабынями, как сказано: «И дал Лаван Рахели, дочери своей, свою рабыню Билу»[714].

Сказал раби Леви: Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына. Был сын красив и умен. Когда он родился, Лея сказала: «Смотрите, какого сына (реу — бен) дал мне Всевышний!», как сказано: «И забеременела Лея, и родила сына, и нарекла его именем Реувен»[715]. Имя «Реувен» образовано из двух слов: «реу бен».

Сказал раби Элиэзер: Лея рожала своих детей через семь месяцев беременности. За семь лет у Яакова родились от его четырех жен 11 сыновей и дочь Дина. Все сыновья родились со своей парой, кроме Йосефа, парой которого должна была стать Оснат, дочь Дины. Дина тоже родилась без пары. Сказала Лея: «Эта девочка — результат суда (дин)». Поэтому она была названа Дина. И еще сказал раби Элиэзер: Яаков бежал из дома, чтобы пойти к Лавану, и сбежал от Лавана, чтобы отправиться домой. Сказано: «И убежал Яаков в поле Арама»[716] — из дома. «И сказали Лавану на третий день, что Яаков бежал»[717] — бежал от Лавана. Почему он бежал от Лавана? Потому, что Всевышний сказал ему: «Яаков, Я не буду давать тебе пророчество в доме Лавана, за пределами Земли Израиля», как сказано: «Вернись в землю отцов твоих и на родину свою, и Я буду с тобой»[718]. Лаван собрал своих сыновей и всех сильных людей из своего города и погнался за Яаковом, чтобы убить его. Спустился ангел Михаэль с небес, вынул меч и хотел убить Лавана. Михаэль сказал Лавану во сне: «Не говори Яакову ни хорошего, ни дурного», как сказано: «И явился Бог Лавану. во сне и сказал ему: “Берегись! Не говори Яакову ни хорошего, ни дурного!”»[719] Лаван встал утром, увидел всё имущество Яакова и сказал: «Это всё мое». И спросил его: «Зачем украл ты божков моих (трафим)?!»[720], «ведь я им поклонялся!» Трафим изготавливались так: убивали первенца, отрезали ему голову, смазывали солью и маслом. Затем на золотой табличке писали имя духовной нечистоты, клали под язык этой головы, вешали ее на стену, зажигали перед ней свечи и поклонялись. А идол этот говорил с ними, как сказано: «Ибо идолы говорят зло»[721]. По этой причине Рахель и украла этих идолов — чтобы они не рассказали Лавану, что Яаков бежал. Кроме того, она хотела искоренить идолов из дома отца. А Яаков не знал, что Рахель взяла идолов, и, чтобы успокоить Лавана, сказал, что тот, кто украл их, умрет преждевременно. Всё, что выходит из уст праведника, как будто выходит из уст Ангела Бога, поэтому Рахель умерла молодой, при родах.

Сказал раби Йеуда: трое праотцев — Авраам, Ицхак и Яаков — заключили союз с народами, среди которых жили. Когда к Аврааму пришли ангелы, он принял их за простых людей. Он побежал им навстречу и хотел устроить большое застолье. Авраам велел Саре приготовить трапезу. Сам он побежал принести теленка. Но теленок убежал от Авраама и вошел в пещеру Махпела. Авраам вошел за ним и увидел место захоронения Адама и Хавы, а вокруг горели свечи и распространялся прекрасный запах (из Ган Эдена). Поэтому Авраам захотел приобрести эту пещеру для своего захоронения. Он обратился к евусеям с предложением продать ему за золото пещеру Махпела и написать документ, подтверждающий, что теперь эта пещера будет принадлежать ему для захоронения навеки. На самом деле этот народ назывался хитийцы, но их назвали евусеями по имени города Евус, который они потом заселили. Евусеи отказались продать пещеру. Тогда Авраам стал падать ниц и кланяться им, как сказано: «И поклонился Авраам народу земли»[722]. Евусеи сказали ему: «Мы знаем, что в будущем Бог даст тебе и твоему потомству все эти земли. Дай нам клятву, что твой народ не станет забирать Евус без нашего согласия». После этого Авраам смог купить пещеру Махпела за золото, и был составлен документ, подтверждающий, что она перешла к Аврааму и его потомкам навечно, как сказано: «И внял Авраам Эфрону, и отвесил Авраам Эфрону то, что обещал сыновьям Хета, — 400 серебряных шекелей»[723].

Жители Евуса установили на улицах города медных идолов, на которых была высечена клятва Авраама. Когда евреи пришли в Землю Израиля, они хотели войти в Евус, но не могли этого сделать из-за знака союза, данного Авраамом, как сказано: «Но евусея, жителя Иерусалима, не изгнали сыны Биньямина»[724]. Когда царь Давид захотел войти в Евус, ему не дали это сделать, как сказано: «Но они (евусеи) сказали Давиду: ты не войдешь сюда.»[725] Несмотря на то что евреев было огромное количество, Давид повернул назад из-за клятвы Авраама, как сказано: «И поселился Давид в месте Мецуда»[726]. Евусеи сказали ему: «Не сможешь войти сюда, пока не уберешь всех идолов, на которых начертана клятва Авраама», как сказано: «Не войдешь сюда, пока не уберешь слепых и хромых»[727] — это идолы, о которых сказано: «Слепой и хромой не войдут в дом»[728]. Сказал Давид своим воинам: «Тот, кто первым поднимется и снимет этих идолов, на которых начертана клятва Авраама, станет главой войска». Первым поднялся Йоав, сын Цруйи, и стал главой войска, как сказано: «И первым поднялся Йоав, сын Цруйи»[729]. После того, как царь Давид уничтожил идолов, он не захотел селиться там, так как всё еще опасался клятвы Авраама. Он купил Евус и сделал его вечным наделом народа Израиля. Он собрал с каждого колена по 50 шекелей — всего 600 — и заплатил евусеям, как сказано: «И дал Давид Арнану за это место 600 шекелей золотом»[730].

Ицхак заключил союз с филистимлянами, когда жил среди них. Пожив среди них какое-то время, он заметил, что они стали неприветливо к нему относиться, и ушел оттуда. Но царь Авимелех и все знатные филистимляне пошли за ним, чтобы его вернуть. Ицхак сказал им: «Вы отвернулись от меня, а теперь пришли за мной?!», как сказано: «И сказал им Ицхак: почему вы пришли ко мне? Вы ведь меня возненавидели и прогнали от себя!»[731] Филистимляне ответили ему: «Мы увидели, что Бог был с тобой»[732]. Мы знаем, что Всевышний в будущем отдаст все эти земли твоему потомству. Заключи с нами союз, что твои потомки не будут наследовать страну филистимлян, как уже поклялся Авраам». Ицхак взял часть упряжи (метег ама) своего осла и дал филистимлянам в знак союза и клятвы. Когда царь Давид хотел завоевать страну филистимлян, он не мог этого сделать из-за клятвы Ицхака, пока не отобрал у них знак союза, как сказано: «И отобрал Давид метег ама у филистимлян»[733], и сказано: «И покорились филистимляне»[734]. (Возможно, что клятва уже не была в силе, так как филистимляне сами нарушили ее, приходя грабить и убивать евреев, но надо было забрать у них знак союза.)

Яаков заключил союз с арамейцем Лаваном. Лаван сказал ему: «Мне известно, что в будущем Всевышний отдаст все эти земли твоим потомкам. (Разговор происходил на территории Земли Израиля, на границе с Арамом.) Заключи со мной союз и поклянись мне, что твои потомки не будут наследовать Арам». Яаков поставил там каменную плиту и дал клятву вместе со своими сыновьями, как сказано: «И сказал Яаков своим братьям: соберите камни»[735]. Разве они были его братьями? Отсюда делается вывод, что сыновья человека ему как братья. Лаван сказал Яакову: «Когда еврейский народ будет завоевывать Землю Израиля, пусть не причиняют вреда Араму», как сказано: «Я не перейду к тебе за этот (каменный) холм, и ты не перейдешь ко мне за этот холм и памятник, чтобы причинить зло»[736]. Когда царь Давид хотел войти в страну Арам, он не мог этого сделать из-за клятвы Яакова, пока не разрушил ту плиту. О нем сказал Моше: «И сокруши их камни»[737]. После этого Давид завоевал Арам, как сказано: «И поразил Давид Ададэзера, сына Рехова, царя Цовы»[738]. На самом же деле клятва уже была недействительна, так как Лаван нарушил ее, придя воевать с евреями, когда те пришли в землю Кнаан. Оставалось только убрать знак союза.


[694] Мишлей 4:12.

[695] Берешит 24:13.

[696] Берешит 24:56.

[697] Шемот 2:16.

[698] Берешит 29:6.

[699] Берешит 29:9.

[700] Берешит 30:36.

[701] Берешит 30:30.

[702] Берешит 30:27.

[703] Берешит 29:13.

[704] Берешит 29:15.

[705] Берешит 13:8.

[706] Берешит 14:14.

[707] Берешит 48:5.

[708] Берешит 31:43.

[709] Берешит 29:27.

[710] Берешит 29:28.

[711] Берешит 29:28.

[712] Берешит 29:22.

[713] Мелахим II, глава 5.

[714] Берешит 29:29.

[715] Берешит 29:32.

[716] Ошеа 12:13.

[717] Берешит 31:22.

[718] Берешит 31:3.

[719] Берешит 31:24.

[720] Берешит 31:30.

[721] Зехарья 10:2.

[722] Берешит 23:12.

[723] Берешит 23:16.

[724] Шофтим 1:21.

[725] Шмуэль II 5:6.

[726] Шмуэль II 5:9.

[727] Шмуэль II 5:6.

[728] Шмуэль II 5:8.

[729] Диврей а-Ямим I 11:6.

[730] Диврей а-Ямим I 21:25.

[731] Берешит 26:27.

[732] Берешит 26:28.

[733] Шмуэль II 8:1.

[734] Шмуэль I 7:13.

[735] Берешит 31:46.

[736] Берешит 31:52.

[737] Шемот 23:24.

[738] Шмуэль II 8:3.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?