Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына

«Когда пойдешь, не будет стеснен шаг твой, а если побежишь, не споткнешься»[694]. Шаги Яакова не были стеснены, и сила не покинула его. Как богатырь, он сдвинул камень, который закрывал колодец, и вода стала прибывать и выливаться наружу. Пастухи увидели это и удивились поднимающейся воде и тому, что все вместе они не могли сдвинуть этот камень, а Яаков сдвинул его один. Сказал раби Акива: когда человек подходит к городу, если ему навстречу идут девушки, значит, его ждет удача. Это видно из того, что, когда Элиэзер, раб Авраама, подошел к городу, ему навстречу вышли девушки, как сказано: «И вот, стою я у источника вод, и дочери людей города выходят черпать воду»[695]. И Всевышний послал ему удачу, как сказано: «А Бог послал мне удачу»[696]. Мы видим это также в случае с Моше, который встретил у входа в город девушек, как сказано: «А у жреца Мидьяна было семь дочерей. Пришли они и черпали воду»[697]. И ему сопутствовала удача — он стал царем еврейского народа. Когда Яаков подошел к городу, он увидел выходящих девушек, как сказано: «И вот, Рахель… идет со скотом»[698].

Сказал рав Уна: Всевышний всё предусматривает. Перед тем, как Яаков прибыл в Харан, Всевышний наслал мор на скот Лавана, и у него осталась только маленькая часть стада, которую и пасла Рахель, как сказано: «И Рахель пришла со скотом ее отца, ведь она пасет его»[699]. Откуда известно, что у Лавана осталась лишь небольшая часть стада? Сказано: «А Яаков пас оставшийся скот Лавана»[700] — оставшийся от эпидемии мора. Яаков сказал Лавану: «И благословил Бог тебя благодаря мне (лерагли — буквально “благодаря моей ноге”)»[701]. Разве ноги Яакова размножили стадо Лавана? Отсюда делается вывод, что нога одного человека приносит благословение в дом, куда он заходит, а нога другого — приносит разрушение. Ноги Яакова приносили благословение. Лаван сказал ему: «Догадался я, что Бог благословил меня из-за тебя»[702]. Когда Лаван услышал о том, что прибыл его племянник Яаков, и о том, какую силу он проявил возле колодца, он побежал тому навстречу, чтобы обнять и поцеловать (как это описано в книге Берешит[703]). И Лаван сказал Яакову: «Ведь ты брат мне»[704]. Разве Яаков был его братом? Ведь он был его племянником! Отсюда делается вывод, что племянник человека называется его сыном или его братом. Авраам сказал Лоту: «Пусть не будет ссоры. ведь мы как братья»[705]. А в другом месте сказано: «И услышал Авраам, что пленен его брат»[706]. Но Лот был племянником Авраама. Значит, племянник человеку как брат. А внуки человека считаются его детьми. Это мы учим из слов Яакова, который сказал: «Эфраим и Менаше как Реувен и Шимон будут мне»[707]. Эфраим и Менаше были внуками Яакова, но он называл их сыновьями. И Лаван сказал: «Это мои дочери, и мои сыновья, и мой скот»[708]. Сыновья дочерей Лавана были его внуками, но названы его сыновьями.

Яаков стал работать семь лет за жену. По истечении семи лет он женился на Лее, и устроил пир, и радовался семь дней, как сказано: «Будь полную неделю с этой.»[709], «И сделал так Яаков, и был полную неделю с этой»[710]. Затем Яаков женился на Рахели и устроил еще семь дней пира и радости, как сказано: «И дал ему свою дочь Рахель.»[711] Все жители того места собрались, чтобы сделать добро Яакову, как сказано: «И собрал Лаван всех жителей того места, и устроил пир»[712]. Сказал Бог: «Вы сделали добро моему рабу Яакову (радовали жениха и невесту), поэтому Я дам вам награду в этом мире (чтобы не награждать их в будущем мире, так как они не были праведниками)». Эта награда досталась потомку Лавана Нааману, военачальнику армии Арама, который был чудесным образом исцелен от проказы (как это описано в книге Мелахим II[713]). Лаван взял двух своих рабынь и отдал в услужение своим дочерям. На самом деле эти рабыни также были дочерями Лавана. Следовательно, дочери человека от наложницы называются рабынями, как сказано: «И дал Лаван Рахели, дочери своей, свою рабыню Билу»[714].

Сказал раби Леви: Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына. Был сын красив и умен. Когда он родился, Лея сказала: «Смотрите, какого сына (реу — бен) дал мне Всевышний!», как сказано: «И забеременела Лея, и родила сына, и нарекла его именем Реувен»[715]. Имя «Реувен» образовано из двух слов: «реу бен».

Сказал раби Элиэзер: Лея рожала своих детей через семь месяцев беременности. За семь лет у Яакова родились от его четырех жен 11 сыновей и дочь Дина. Все сыновья родились со своей парой, кроме Йосефа, парой которого должна была стать Оснат, дочь Дины. Дина тоже родилась без пары. Сказала Лея: «Эта девочка — результат суда (дин)». Поэтому она была названа Дина. И еще сказал раби Элиэзер: Яаков бежал из дома, чтобы пойти к Лавану, и сбежал от Лавана, чтобы отправиться домой. Сказано: «И убежал Яаков в поле Арама»[716] — из дома. «И сказали Лавану на третий день, что Яаков бежал»[717] — бежал от Лавана. Почему он бежал от Лавана? Потому, что Всевышний сказал ему: «Яаков, Я не буду давать тебе пророчество в доме Лавана, за пределами Земли Израиля», как сказано: «Вернись в землю отцов твоих и на родину свою, и Я буду с тобой»[718]. Лаван собрал своих сыновей и всех сильных людей из своего города и погнался за Яаковом, чтобы убить его. Спустился ангел Михаэль с небес, вынул меч и хотел убить Лавана. Михаэль сказал Лавану во сне: «Не говори Яакову ни хорошего, ни дурного», как сказано: «И явился Бог Лавану. во сне и сказал ему: “Берегись! Не говори Яакову ни хорошего, ни дурного!”»[719] Лаван встал утром, увидел всё имущество Яакова и сказал: «Это всё мое». И спросил его: «Зачем украл ты божков моих (трафим)?!»[720], «ведь я им поклонялся!» Трафим изготавливались так: убивали первенца, отрезали ему голову, смазывали солью и маслом. Затем на золотой табличке писали имя духовной нечистоты, клали под язык этой головы, вешали ее на стену, зажигали перед ней свечи и поклонялись. А идол этот говорил с ними, как сказано: «Ибо идолы говорят зло»[721]. По этой причине Рахель и украла этих идолов — чтобы они не рассказали Лавану, что Яаков бежал. Кроме того, она хотела искоренить идолов из дома отца. А Яаков не знал, что Рахель взяла идолов, и, чтобы успокоить Лавана, сказал, что тот, кто украл их, умрет преждевременно. Всё, что выходит из уст праведника, как будто выходит из уст Ангела Бога, поэтому Рахель умерла молодой, при родах.

Сказал раби Йеуда: трое праотцев — Авраам, Ицхак и Яаков — заключили союз с народами, среди которых жили. Когда к Аврааму пришли ангелы, он принял их за простых людей. Он побежал им навстречу и хотел устроить большое застолье. Авраам велел Саре приготовить трапезу. Сам он побежал принести теленка. Но теленок убежал от Авраама и вошел в пещеру Махпела. Авраам вошел за ним и увидел место захоронения Адама и Хавы, а вокруг горели свечи и распространялся прекрасный запах (из Ган Эдена). Поэтому Авраам захотел приобрести эту пещеру для своего захоронения. Он обратился к евусеям с предложением продать ему за золото пещеру Махпела и написать документ, подтверждающий, что теперь эта пещера будет принадлежать ему для захоронения навеки. На самом деле этот народ назывался хитийцы, но их назвали евусеями по имени города Евус, который они потом заселили. Евусеи отказались продать пещеру. Тогда Авраам стал падать ниц и кланяться им, как сказано: «И поклонился Авраам народу земли»[722]. Евусеи сказали ему: «Мы знаем, что в будущем Бог даст тебе и твоему потомству все эти земли. Дай нам клятву, что твой народ не станет забирать Евус без нашего согласия». После этого Авраам смог купить пещеру Махпела за золото, и был составлен документ, подтверждающий, что она перешла к Аврааму и его потомкам навечно, как сказано: «И внял Авраам Эфрону, и отвесил Авраам Эфрону то, что обещал сыновьям Хета, — 400 серебряных шекелей»[723].

Жители Евуса установили на улицах города медных идолов, на которых была высечена клятва Авраама. Когда евреи пришли в Землю Израиля, они хотели войти в Евус, но не могли этого сделать из-за знака союза, данного Авраамом, как сказано: «Но евусея, жителя Иерусалима, не изгнали сыны Биньямина»[724]. Когда царь Давид захотел войти в Евус, ему не дали это сделать, как сказано: «Но они (евусеи) сказали Давиду: ты не войдешь сюда.»[725] Несмотря на то что евреев было огромное количество, Давид повернул назад из-за клятвы Авраама, как сказано: «И поселился Давид в месте Мецуда»[726]. Евусеи сказали ему: «Не сможешь войти сюда, пока не уберешь всех идолов, на которых начертана клятва Авраама», как сказано: «Не войдешь сюда, пока не уберешь слепых и хромых»[727] — это идолы, о которых сказано: «Слепой и хромой не войдут в дом»[728]. Сказал Давид своим воинам: «Тот, кто первым поднимется и снимет этих идолов, на которых начертана клятва Авраама, станет главой войска». Первым поднялся Йоав, сын Цруйи, и стал главой войска, как сказано: «И первым поднялся Йоав, сын Цруйи»[729]. После того, как царь Давид уничтожил идолов, он не захотел селиться там, так как всё еще опасался клятвы Авраама. Он купил Евус и сделал его вечным наделом народа Израиля. Он собрал с каждого колена по 50 шекелей — всего 600 — и заплатил евусеям, как сказано: «И дал Давид Арнану за это место 600 шекелей золотом»[730].

Ицхак заключил союз с филистимлянами, когда жил среди них. Пожив среди них какое-то время, он заметил, что они стали неприветливо к нему относиться, и ушел оттуда. Но царь Авимелех и все знатные филистимляне пошли за ним, чтобы его вернуть. Ицхак сказал им: «Вы отвернулись от меня, а теперь пришли за мной?!», как сказано: «И сказал им Ицхак: почему вы пришли ко мне? Вы ведь меня возненавидели и прогнали от себя!»[731] Филистимляне ответили ему: «Мы увидели, что Бог был с тобой»[732]. Мы знаем, что Всевышний в будущем отдаст все эти земли твоему потомству. Заключи с нами союз, что твои потомки не будут наследовать страну филистимлян, как уже поклялся Авраам». Ицхак взял часть упряжи (метег ама) своего осла и дал филистимлянам в знак союза и клятвы. Когда царь Давид хотел завоевать страну филистимлян, он не мог этого сделать из-за клятвы Ицхака, пока не отобрал у них знак союза, как сказано: «И отобрал Давид метег ама у филистимлян»[733], и сказано: «И покорились филистимляне»[734]. (Возможно, что клятва уже не была в силе, так как филистимляне сами нарушили ее, приходя грабить и убивать евреев, но надо было забрать у них знак союза.)

Яаков заключил союз с арамейцем Лаваном. Лаван сказал ему: «Мне известно, что в будущем Всевышний отдаст все эти земли твоим потомкам. (Разговор происходил на территории Земли Израиля, на границе с Арамом.) Заключи со мной союз и поклянись мне, что твои потомки не будут наследовать Арам». Яаков поставил там каменную плиту и дал клятву вместе со своими сыновьями, как сказано: «И сказал Яаков своим братьям: соберите камни»[735]. Разве они были его братьями? Отсюда делается вывод, что сыновья человека ему как братья. Лаван сказал Яакову: «Когда еврейский народ будет завоевывать Землю Израиля, пусть не причиняют вреда Араму», как сказано: «Я не перейду к тебе за этот (каменный) холм, и ты не перейдешь ко мне за этот холм и памятник, чтобы причинить зло»[736]. Когда царь Давид хотел войти в страну Арам, он не мог этого сделать из-за клятвы Яакова, пока не разрушил ту плиту. О нем сказал Моше: «И сокруши их камни»[737]. После этого Давид завоевал Арам, как сказано: «И поразил Давид Ададэзера, сына Рехова, царя Цовы»[738]. На самом же деле клятва уже была недействительна, так как Лаван нарушил ее, придя воевать с евреями, когда те пришли в землю Кнаан. Оставалось только убрать знак союза.


[694] Мишлей 4:12.

[695] Берешит 24:13.

[696] Берешит 24:56.

[697] Шемот 2:16.

[698] Берешит 29:6.

[699] Берешит 29:9.

[700] Берешит 30:36.

[701] Берешит 30:30.

[702] Берешит 30:27.

[703] Берешит 29:13.

[704] Берешит 29:15.

[705] Берешит 13:8.

[706] Берешит 14:14.

[707] Берешит 48:5.

[708] Берешит 31:43.

[709] Берешит 29:27.

[710] Берешит 29:28.

[711] Берешит 29:28.

[712] Берешит 29:22.

[713] Мелахим II, глава 5.

[714] Берешит 29:29.

[715] Берешит 29:32.

[716] Ошеа 12:13.

[717] Берешит 31:22.

[718] Берешит 31:3.

[719] Берешит 31:24.

[720] Берешит 31:30.

[721] Зехарья 10:2.

[722] Берешит 23:12.

[723] Берешит 23:16.

[724] Шофтим 1:21.

[725] Шмуэль II 5:6.

[726] Шмуэль II 5:9.

[727] Шмуэль II 5:6.

[728] Шмуэль II 5:8.

[729] Диврей а-Ямим I 11:6.

[730] Диврей а-Ямим I 21:25.

[731] Берешит 26:27.

[732] Берешит 26:28.

[733] Шмуэль II 8:1.

[734] Шмуэль I 7:13.

[735] Берешит 31:46.

[736] Берешит 31:52.

[737] Шемот 23:24.

[738] Шмуэль II 8:3.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»