Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О седьмом благословении в Амиде

Взгляни на наши страдания,
И заступись за нас,
И освободи нас в скором времени,
Ради Имени своего!
Ведь Ты — Великий Избавитель!
Благословен Ты, Г-сподь, избавитель Израиля!

Если три первых и три последних из «Восемнадцати благословений» — восхваления и благодарность Всевышнему, то все остальные — просьбы.

Их можно разделить на четыре группы.

Первые три: о Знании, Прощении и Раскаянии — относятся к духовности — сфере, куда уходят корни всех бед. Обретя Знание, Вернувшись на путь Всевышнего и получив Прощение, мы решили бы все проблемы.

И всё же, три следующие просьбы — из области материального. Но почему? Если материальные трудности служат исправлению духовного, почему мы просим избавить от них? Если наша цель — приблизиться к Всевышнему, разве не достаточно первых, «духовных» просьб?

Влияние Творца на мир осуществляется по двум «каналам». Первый из них напрямую связан с нашими поступками и исполнением заповедей. Правильный выбор влечёт за собой награду, а пренебрежение желанием Всевышнего неизбежно наказывается.

Но второй «канал» — поток чистого Милосердия, не зависящего от нашего умения выбрать между «добром и злом».

Всевышний не просто наказывает и награждает. Он ведёт Нас, иногда помимо нашей воли, к намеченной цели, — исправлению Мира, чтобы оделить каждого абсолютным Благом. Просьбы о нуждах этого мира исходят из нашего несовершенства. Более того, мы порою просто не достойны просимого. И тем не менее, должны взывать к Его неограниченному Милосердию.

Первая из просьб — об освобождении. Не о Великом грядущем Освобождении эпохи Мошиаха, — об этом дальше — о восстановлении Йерушалаима и царства Давида, — но, по словам РаШИ[1], спасении от несчастий, как переживаемых народом Израиля в целом, так и бед, приходящих к каждому из нас по отдельности.

Мы просим Всевышнего «взглянуть» на наши теперешние страдания. Но разве Он не видит и не чувствует их больше, чем мы сами?

Этот парадокс разъяснён Рамхалем в книге «Даас твунот».

Есть два состояния мира. Сокрытие и Открытие «лица» Всевышнего.

Сокрытие — когда нам кажется, что Всевышний «не видит», Всевышний «не знает». Но мы-то знаем, что Он «видит». «Взгляни на наши страдания» — призыв к Всевышнему управлять этим миром так, чтобы всем, — и нам, и нашим врагам, — стало очевидно: Всевышний видит и чувствует каждую нашу беду. Сокрытие Лица было в Египте. То есть, казалось, что Всевышний «закрыл глаза» на страдания народа. Когда начался Исход, евреи находились на самой низкой из духовных ступеней. Ангелы, руководствуясь Мерой Суда, кричали: «Почему их выводят из Египта? Разве они достойны?!» Но наступил час Раскрытия Лица. Мера Правосудия отступила, и вспыхнул свет Милосердия

Чем яснее человек ощущает добро Всевышнего, тем вероятней сможет открыть ворота Милосердия, возвышающиеся над принципом Награды и Наказания.

Взгляни на наши страдания

ראה בעניינ

Дай знать нам, что Ты видишь несчастья наши, и что спасение близко!

И заступись за нас

וריבה ריבנו

Если беды исходят от неевреев, значит Народ Израиля ещё далёк от совершенства. Наше духовное состояние не позволяет справиться с врагом. Мера Правосудия не допускает нашей победы. Только обращение к Милосердию Всевышнего может помочь. Только Б-г, несмотря ни на что, может заступиться за нас.

И освободи нас в скором времени

וגאלנו מהרה

Мы знаем, беды Народа Израиля преходящи. Это нам обещано. Мы просим ускорить исполнение этого обещания.

Ради Имени Твоего

למען שמך

Бедственное положение евреев — осквернение Имени Б-га. Избранный Всевышним народ выглядит несчастным, покинутым племенем, словно некому за него вступиться. Пусть даже мы не достойны, всё же просим спасти нас, ради Имени Творца, чтобы народы Мира воочию увидали — Кто является нашим защитником…

Ведь Ты — Великий Избавитель

כי גואל חזק אתה

Пусть все обвинители кричат: «Им не положено!», Всевышний затыкает им рты и Милосердием приводит избавление.

Благословен Ты, Г-сподь, избавитель Израиля!

ברוך אתה ה', גואל ישראל

Ежедневные козни врагов — наша общая боль. Мы утешаемся знанием: «Всевышний не отвернулся от нас. Он каждый день, каждый час спасает от притеснителей и готовит полное Избавление».

Нет нужды далеко ходить, чтобы отыскать образ, вызывающий сострадание к бедствиям Народа Израиля. Эти бедствия у нас перед глазами. По словам Мудрецов[2], еврейский народ, как одна овца среди семидесяти волков. Мы живём в эпоху «волков». Каждый из нас молитвой вносит свою лепту в спасение от врагов.


a href="#ftnref1" name="ftn1" title="">[1] Мегила,17,2

a href="#ftnref2" name="ftn2" title="">[2] Мидраш Раба, Эстер:10 — 11


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»