Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О единстве народа Израиля и возможности его объединения в единое целое, в зависимости от уровня служения Всевышнему

Израиль — один народ

Отсюда мы приходим к пониманию определения, согласно которому Израиль называется «одним народом», а народы мира — «множественными и разделенными»: «Мы знаем, что Творец один, а сотворенных много, и чем больше удалятся сотворенные от Творца — так они умножатся, а по мере приближения — уменьшатся в числе. Когда есть множество ветвей и один корень, то чем ветви дальше от корня — тем их больше… Потому злодеев много, в соответствии с их отдалением от Творца, а праведников мало, в соответствии с их близостью…» (Рабейну Там, Сефер аЯшар).

«Из-за их близости к Первооснове», и потому провидение над ними — от Всевышнего, без посредников, которые свидетельствуют об отдалении. Нам раскрывается еще один оттенок смысла в стихе: «Не по множеству вашему из всех народов возжелал Господь вас и избрал вас, ибо вы — меньшие из всех народов» (Дварим 7:7). «Ибо вы меньшие» есть раскрытие вашей близости к желанию и воле Всевышнего.

«Но одно имя Авайе особо выделено для Израиля, и в этом тайна стиха (Дварим 14) “И тебя избрал Авайе (Господь), чтобы быть Ему особым народом из всех народов, которые на лице земли”… И об этом сказано (Миха 4): “Ибо все народы пойдут каждый с именем своего бога, а мы пойдем с именем Авайе (Господа)” (Шаарей Ора 5). Народы мира прилепились к высшим духовным силам природы, корень которых — в имени Элоким, и поклоняются им. Поэтому корень их бытия установлен в тех высших покровительах, и тем самым они отдалились от Единого корня, дающего всему существование, и стали в сути своей разделенными. Израиль прилепился к Источнику всех сил, к Единому, дающему бытие — и потому провидение над ними идет от собственного четырехбуквенного Имени Авайе: “…а мы пойдем с именем Авайе”». Поразмыслите над всем этим хорошенько.

Исправление народов мира и возможность их объединения и присоединения к раскрытию единства Всевышнего может произойти посредством Израиля, как объясняет Рамхаль в Маамар аХохма: «Израиль, хотя состоит из множества индивидуумов, называется одним народом. И они достойны того, чтобы усилился в них свет Всевышнего (как объяснялось выше, что “Его свет усиливается только в объединяющемся объекте, поскольку Господь един)”. Но народы — многочисленны и полностью разделены и не исправляются единством, тем самым пребывая вдали от исправления. И исправление их — только в том, чтобы приложиться к Израилю, и тогда, хотя со стороны самих себя они множественны, со стороны Израиля они вновь соединятся и вернутся к категории единства, и тогда будут достойны получить определенное свечение от света Единства. Об этом и говорится в молитве: “И сделаются все одной связкой, дабы исполнять Твою волю всем сердцем”, то есть — подобно множеству ветвей, объединяющихся в одну связку».

Гора Хорев

«Она называется горой Синай, а почему же называется (также) Хорев? Поскольку спустилось на ней хурва (разрушение) для идолопоклонников» (Шабат 89).

«Святой, благословен Он, содеял великое благо всем народам тем, что задержал суд над ними до времени дарования Торы и обошел с Торой всех, дабы приняли ее. И если бы они приняли ее тогда, за ними еще сохранялась бы возможность подняться с низменной ступени. Но поскольку не захотели, их суд свершился тогда до конца, и закрылись перед ними врата на засов, который невозможно открыть; и только одно осталось каждому человеку из этих “ветвей”: самому перейти в еврейство и по своему выбору войти под древо нашего отца Авраама» (Путь Творца, там же).

В этом и заключается разрушение, спустившееся на них. И понятно, что провидение по отношению к ним — общее, а не индивидуальное. Но по отношению к Израилю оно совершенно иное:

Только вас знал Я

«И так обещал нам Творец через Своего пророка: что не пропадем мы и не уничтожит Он нас совершенно, и никогда мы не перестанем быть благочестивым народом, и подобно тому, как невозможно прекращение существования Всевышнего, так невозможно, чтобы мы исчезли из мира. Ведь так сказал Он (Малахи 3:6): “Я, Господь, не изменился, и вы, сыны Яакова, не погибли”. (Рамбам, Послание в Йемен). Это обещание стоит в основе провидения, наказывающего Израиль по всей строгости закона, и все это для того, чтобы не потеряли эту свою ступень: “благочестивый народ среди народов”».

«Сказал Святой, благословен Он: Я заставлю их страдать в этом мире, чтобы дать им силу в Грядущем мире… написано: “Только вас знал Я из всех семейств земли, потому взыщу с вас за все ваши грехи”. Тот, у кого есть гнев, выливает его на своего любимца?! Этот вопрос задали еретики раби Авау. “Сказал им: я приведу вам аллегорию, чему это подобно: некоему человеку были должны двое, одного он любил, а другого ненавидел. С любимого он взимал понемногу, а с ненавистника — взыскал за один раз. Так с Израиля Всевышний взыскивает с Израиля все их грехи в этом мире, чтобы они удостоились в День Суда. С идолопоклонников же Он не взыскивает вообще, чтобы изгнать их из Грядущего мира”» (Авода Зара 4, Раши).

«Знание» означает близость, это особое провидение над Израилем, обеспечивающее его вечное существование. Оно выражает их высочайший духовный уровень и их нерушимые обязательства по отношению к Торе и исправлению всего мироздания.

Данный вопрос проясняется в соответствии с тем, что объяснено в предыдущей главе: в индивидуальном провидении есть два аспекта. 1. Следование за судом, а ведь суд в основном происходит по поводу исполнения Торы и ее 613 заповедей, и их последствий для существования мира и его приведения к полному исправлению, с целью удостоиться Грядущего мира — каждому по своему уровню. 2. Следование за приобщенностью к разуму, с целью надзора над праведником вне пределов законов природы, что также связано с Торой.

Семь заповедей сынов Ноаха — это минимум, который необходим для сохранения человеческого социума. И надзор над теми, кто исполняет их — природный, ради продолжения существования человеческого рода.

Провидение над Израилем

«И потому сказали: нет судьбы и гороскопа у Израиля. Имеется в виду, что положительные и отрицательные события в их жизни происходят не по природной причине, и не в силу естественного хода событий, но зависят от служения Всевышнему или от бунта» (Рамбам, Послание о воскрешении мертвых).

Рамбам объясняет далее: «Объяснение всего таково: Всевышний дал нам Тору, она — Древо жизни, и всякий, кто исполняет все в ней написанное и знающий ее полностью и правильно, удостаивается ею жизни в Грядущем мире, в прямой зависимости от величия его деяний и степени его мудрости. Творец обещал нам в Торе, что если мы будем исполнять ее в радости и благодушии, и будем постоянно заниматься ее мудростью, Он устранит от нас все вещи, мешающие нам исполнять ее, например болезни, войны, голод и тому подобное, и ниспошлет нам все блага, способствующие выполнению Торы, например пропитание, мир, серебро и золото. Чтобы мы не занимались все наши дни заботами о нуждах тела, но были свободны для изучения мудрости и исполнения заповедей, дабы удостоиться жизни в Грядущем мире. Так сказано в Торе после обещания Израилю земных благ: “И удостоимся мы праведности, если будем ревностно соблюдать все эти заповеди” (Дварим, 6:25)» (Законы раскаяния, гл.9).

Настолько, насколько Израиль приобщен к Торе, они будут возвышены над случайностями и над природным ходом событий. Это индивидуальное провидение, «следующее за разумом».