Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рождение народа Израиля — выше законов природы, и на самом деле у народа Израиля нет вообще корня для существования в системе звезд и астрологии

Рождение народа Израиля — выше судьбы

«Откуда мы учим, что нет судьбы у Израиля, как сказано: “И вывел его наружу…” Сказал Авраам перед Всевышним: Властелин мира, мой слуга наследует мне, сказал ему: нет, но тот, кто выйдет из твоих чресел. Сказал перед Ним: Властелин мира, я изучил свой гороскоп и я не способен родить сына. Сказал ему: выйди из твоего гороскопа, ибо нет судьбы у Израиля…»

Рождение народа Израиля — выше законов природы, и на самом деле у народа Израиля нет вообще корня для существования в системе звезд и астрологии, как объясняет Гаон: «Как известно, вообще нет звезд для Израиля на небосводе, и все знаки зодиака противоречат Израилю, ведь по гороскопу у Авраама вообще не должно было быть сына… таким образом, по знакам зодиака Израиль вообще не должен был бы существовать в мире» (Эстер, 3:7).

Провидение над ним — выше природы

Таково и управление Израилем свыше — индивидуальный надзор, совершенно не следующий природному ходу вещей, как определяет Рамбам: «Поэтому сказали, что нет судьбы у Израиля, имеется в виду, что их исправление или ущерб не связаны с природными причинами и не соответствуют естественному ходу событий, но зависят от служения или бунта» (Письмо о воскрешении мертвых).

Данный постулат подробно объясняется у Рамбана: «На основе великих и общеизвестных чудес человек признает и скрытые чудеса, которые являются основой всей Торы, ибо нет у человека доли в Торе нашего учителя Моше, если он не верит, что все происходящее с нами — все чудо, нет в нем природы и естественного хода событий, как по отношению к обществу, так и по отношению к индивидууму. Но если он будет выполнять заповеди — получит награду, а если нарушит их — подвергнется наказанию, всё по приговору Всевышнего. А скрытые чудеса станут общеизвестны по отношению к обществу, когда исполнятся предзнаменования Торы о благословениях и проклятиях, как сказано в Писании (Дварим 29:13): “И скажут все народы: за что сделал Господь так этой земле? И скажут: за то, что оставили завет Господа, Бога их отцов”, и станет общеизвестно всем нациям, что это наказание от Всевышнего. А если будут исполнять — сказано “И увидят все народы земли, что имя Господа наречено на тебе, и убоятся тебя”» (Шмот 13:16).

Более подробно объяснял Рамбан этот вопрос в своей замечательной проповеди: «Когда мы исследует как следует, мы видим, что нет у человека доли в Торе нашего учителя Моше, если он не верит, что все происходящее с нами — все чудо, нет в нем природы и естественного хода событий, ведь все предназначения Торы — чудеса в полном смысле слова…

Ведь если мы скажем, что природа властвует надо всем и она действует в мире, то никто из людей не умер и не жил вследствие заслуги или греха. А после того, как мы поверим, что Бог умертвил кого-то прежде, чем пришел его час по природному ходу событий, то — рука Господа сделала это и изменила природу, подобно рассечению Красного моря перед Его общиной… и подобно этому — “дам ваши дожди во время их”, “откроет Господь тебе Свою добрую сокровищницу, небо, чтобы дать дождь твоей земле вовремя”, или, наоборот, “будут твои небеса,которые над головою твоею, медью”, “даст Господь дождь твоей земли пыльб и прахом”, все это чудеса, изменяющие природу на небе и на земле. Ведь по естественному ходу событий, если солнечное излучение не способно испарить воду на земле — не придет дождь, даже если евреи выполнят все заповеди и будут поститься и молить о дожде, а если способно — дождь пойдет, даже если народ будет кланяться идолу.

Общий принцип: все обещания Торы, относящиеся к обществу, в добро или во зло — все они чудеса и знамения, и потому Бог перечислил их в Торе. Потому Писание говорит: “И будут тебе знаком и знамением, и в потомстве твоем навеки”, и написано: “И увидят все народы земли, что имя Господа написано на тебе, и убоятся”. Итак, никогда не молился человек Всевышнему, чтобы дал ему добро или спас от зла, и не проклинал своего врага именем Всевышнего, пока не верил во все чудеса, ибо все происходит с изменением природы, и никак иначе. Одни случаются принародно, как изменение естественного хода событий при рассечении Красного моря, а в других изменение не известно многим, ибо они — скрытые чудеса, и человек не знает, что спасение такого-то от болезни произошло из-за благотворительности, которую он сделал, а смерть такого-то здорового человека — из-за нарушенного им запрета…» (Торат аШем Тмима).

Провидение над народами мира — посредством высших покровителей

«Спустился Всевышний и семьдесят ангелов, окружающих престол Его славы, и смешал их языки, а семьдесят языков, у каждого — своя письменность и свой язык, и назначил ангела над каждым языком» (Пиркей дераби Элиэзер, 24).

«Поставил Святой, благословен Он, семьдесят служителей из рода ангелов, чтобы они были назначены над этими народами, смотрели бы за ними и надзирали бы над их делами.

Таким образом, Всевышний осуществляет над этими народами только общий надзор. Ангел же, назначенный над народом, будет осуществлять над ним частный (детальный) надзор силой, которую передал ему Господин, благословен Он, для этого. И об этом сказано (Амос 3:2): “Только вас Я признал из всех народов Земли”.

Однако, из-за этого не исчезнет, упаси Б-г от подобной мысли, знание Им этих деталей, ибо перед Творцом все известно заранее и открыто с самого начала. Но дело в том, что Он не надзирает и не воздействует (напрямую) на их детали» (Путь Творца, там же).

Провидение через ангелов, в сущности — отдаление. Его суть — установление естественных процессов, без возможности изменения через приближение к Творцу. «Таким путем, каждый год Всевышний дает долю каждому покровителей народов, для пропитания его земли и народа. В этом тайна слов молитвы на Новогодие: “…и о странах в этот день будет сказано, какая — на голод, а какая — на сытость, какая — на меч, а какая — на мир…” И нет ни у какого народа в мире силы, добавить своему покровителю долю более того, что постановлено ему в Новогодие. И даже если они будут молиться в течение года добавить блага и пропитания больше, чем уже постановлено — это не поможет. Но с Израилем не так, так как они — доля Всевышнего, и хотя они стояли перед судом в Новогодие, в любой день могут порвать тот приговор, и обновить себе благо. Об этом и сказано в Торе (Дварим 4): “И кто великий народ, к которому Бог близок, как Господь, Бог наш, всякий раз, когда мы взываем к Нему”» (Шаарей Ора, 5).

Молитва есть фундаментальная концепция относительно индивидуального провидения. Сама возможность приблизиться к Творцу, предстать перед Ним и просить у Него, зная, что близок Господь ко всем взывающим к Нему. А ответ на молитву и дарование большего, чем предназначено человеку изначально — есть манифестация индивидуального провидения над народом Израиля.

Нет запрета на «присоединение образа»

Отдаление народов мира от Творца выделяется в данном вопросе: им не запрещено «присоединение к Богу вспомогательного образа» (шитуф). «Аллегория по этому поводу: народ служил великому царю, и этот царь назначил визиря, приказал ему управлять государством и справедливо судить народ. И разрешил всему народу идти к этому визирю, если захотят, для всех своих нужд, ибо он управляет ими по приказу царя во всем, что им нужно. Но только они должны знать, что он — назначенец царя, и он, как и они — раб царя. Но при этом царь приказал, что у визиря не будет власти над его придворными, живущими в его дворце, поскольку он отделил их для себя, и он будет руководить ими и судить между ними и обеспечивать все их нужды. Приказал он также придворным и слугам, стоящим перед ним, никогда не ходить за визирем, а лишь только за самим царем, а тот из них, кто пойдет за визирем, будет считаться бунтарем и революционером, желающим отобрать власть у царя и отдать визирю. Это и произошло с нами по отношению ко всем народам мира в законах веры и преданности в наших деяниях, ибо Всевышний разделил страны на различные небесные знаки зодиака, и установил их власть на земле, чтобы такая-то звезда управляла таким-то местом, и потому различные земли и места разделились в вере, этот служит такому-то образу, а тот — другому. А тот, кто служит той звезде, что управляет данным местом — не идолопоклонник, в том случае, если признает, что сила и власть этой звезды — только от Всевышнего, имя Которого управляет данной землей. Как сказано о самаритянах: “Господа они боялись, но своим богам служили”.

Но нас Всевышний отделил, чтобы быть Его наследием, и нашу землю также отделил для Своего имени, чтобы там пребывал Его Храм, и приказал нам не служить никакой звезде или зодиаку, и не направлять наши мысли на них никоим образом, но служить только перед Ним, и Он ответит всегда, когда мы взываем к Нему, а тот, кто будет служить кому-то другому, это засчитается ему за великий грех, как бунтующему против Царства и идолопоклоннику. Поэтому во всем Писании обвинения в идолопоклонстве направлены только против Израиля» (Респонсы Рашба).

Но в Грядущем Творец устранит силу власти покровителей, и будет судить народы по их деяниям.

Семьдесят раздельных народов

Народ Израиля, потомки Авраама, получили способность вновь приобщиться к корню своей высшей души (нешама). А народы мира погрузились в категорию духа (руах) и низшей души (нефеш). По этой причине они не захотели принимать Тору, и по этой же причине они по своей сути — разделенные. Народ Израиля — един: народ, провозглашающий единство имени Всевышнего, и через него раскроется Его единство. Категория других народов мира — быть разделенными, ведь материя по своей сущности разделена, и так будет с каждым, кто потянется за ней, «вожделения ищут поодиночке».

Народы мира прилепились к материи и служили силам природы, поэтому было установлено, что их корень будет под властью духовных сил, назначенных над природой. Такова и суть идолопоклонства: многобожие. Поскольку суть их служения — в исполнении их желаний, а у каждого они свои, в зависимости от характера данного народа. Поскольку они занялись материей и природой, корнем их духовности стал покровитель, назначенный над каждым народом, одна из частных духовных сил, которые Всевышний установил над природой. Каждый покровитель подходит характеру народа, который к нему относится.

Читайте: тема Вера и Знание в иудаизме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.